"Такая простая штука — жизнь": как отец Путина выживал на болотах и сражался за Невский пятачок
Родители Владимира Путина пережили вместе с другими ленинградцами самые непростые для из жизни города на Неве. Рассказываем, где они жили в блокадные годы, как Владимир Спиридонович защищал Невский пятачок и что помогло ему сохранить жизнь.
В Северной столице нашли дом, в котором во время блокады жили родители Владимира Путина и его старший брат. Ранее считалось, что в начале Великой Отечественной войны родители президента перебрались на Обводный канал, 97. Сейчас там другой адрес — №121. Однако исследователь Валерий Григорчук выяснил, что это не так. По словам эксперта, родители Путина жили на набережной Обводного, 4, в 17-й квартире.
Прожили они там до тех пор, пока их н эвакуировали из блокадного Ленинграда 11 июля 1942 года.
Фото: Ксения Дударева/Царьград
Отца Путина Владимира Спиридоновича, по домовым записям, прописали в этой квартире 22 апреля 1942 года. В это время он как раз вышел из госпиталя, где приходил в себя после тяжёлого ранения, полученного в боях за Ленинград. Речь идёт о битве за Невский пятачок — условное обозначение на восточном берегу Неву, что находится напротив Невской Дубровки. С этого плацдарма защитники Ленинграда неоднократно пытались пойти в наступление на Мгу и Синявино.
Мы решили вспомнить о той битве на легендарном Невском пятачке.
Дышали через трубочку
Родители Владимира Путина приехали в город на Неве в 1932 году. Мать сразу нашла работу на заводе, а отца призвали в армию, где он в итоге служил на подводном флоте. В 1937 году Владимир Спиридонович демобилизовался. Но вскоре грянула война, и бывший подводник отправился на фронт добровольцем.
Его распределили в истребительный батальон НКВД, задачей которого были диверсии в тылу немецких войск. А затем последовала выброска отряда под Кингисеппом.
В их группе было 28 человек. Их выбросили под Кингисеппом, они огляделись по сторонам, устроились в лесу и даже успели взорвать состав с боеприпасами. Но потом кончились продукты. Они вышли на местных жителей, эстонцев, те принесли им еды, а потом сдали их немцам.
— вспоминал глава государства, давая интервью для книги "От первого лица".
Враги обложили отряд со всех сторон и шансом выбраться живыми у них практически не было. Владимир Спиридонович был вынужден прятаться в болоте и дышать через тросниковую трубочку, пока немцы с собаками не прошли мимо. Тогда из отряда спаслись только четверо.
Спас товарищ
Вскоре после этого грянула та самая битва на Невском пятачке. Речь идёт о левом береге Невы, если стоять спиной к Ладоге. Немцам удалось захватить там всё, кроме этого крошечного участка. Защитники Ленинграда удерживали этот плацдарм всю блокаду, рассчитывая воспользоваться им, когда начнётся прорыв. Немцы постоянно пытались его отбить, сбрасывали невероятное количество бомб на этот клочок земли, однако советским войскам удалось его удержать. А в конце концов этот плацдарм всё же сыграл свою роль.
Отца тяжело ранили на этом пятачке. Ему и ещё одному бойцу дали задание взять "языка". Они подползли к блиндажу и только приготовились ждать, как оттуда неожиданно вышел немец. Растерялся и он, и они. Немец пришел в себя раньше. Достал гранату, запустил в них и спокойно пошёл дальше. Жизнь, она такая простая штука на самом деле. Немец, наверное, был уверен, что убил их. Но отец выжил, правда, ему осколками переколотило ноги. Наши его вытащили оттуда через несколько часов.
— рассказал глава государства.
Фото: Kremlin Pool/Global Look Press
На раненого Владимира Спиридоновича наткнулся боевой товарищ и его бывший сосед по дому. Он понял всё без лишних слова, взвалил бойца на себя и дотащил по льду Невы до ближайшего госпиталя. Боевой товарищ был уверен, что больше не увидится с Владимиром, однако ошибся — им обоим удалось выжить после этого непростого боя. А спустя 20 лет они встретились в Ленинграде.