«Недострой-2020»: почему «Газпром» не может перебраться в Лахта Центр, и кто виноват?
Небоскреб со сверкающими фасадами, заметный из разных частей Северной столицы, оказался совершенно пустым и не пригодным для начала офисной работы «Газпрома». Получивший 20 млрд рублей аванса подрядчик не смог справиться в срок.
Сегодня, 21 декабря, стало известно, что глава «Газпрома» Алексей Миллер поручил расторгнуть договор с подрядчиком «Газстройпромом», который занимался обустройством офисов в Лахта Центре. Более тысячи рабочих будут искать новое место работы.
Такое решение глава «Газпрома» принял после того, как ему в начале декабря провели экскурсию по первым этажам Лахта Центра. Несмотря на то, что работы продолжаются два года, а авансом на них было направлено 20 млрд рублей, внутри еще не провели инженерные коммуникации, а также там не готова отделка. В здании нет ни мебели, ни сантехники. Тем временем «Газпрому» пора перебираться в новый офис, а все данные подрядчику сроки давно прошли. Напомним, что в мае 2018 года во время спуска на воду реплики корабля «Полтава», председатель компании заявил, что «Газпром» переедет в небоскреб в сентябре 2019 года. Позже речь стала идти уже о сентябре 2020 года. На дворе декабрь 2020, деньги на ремонт потрачены, а воз и ныне там.
Пара слов о подрядчике
Дочка монополии «Газпром инвест» заключила договор с компанией «Газстройпром» на отделку внутренних помещений небоскреба 17 июня 2019 года. По контракту работы должны были завершится в сентябре этого года. Но, как выяснилось, небоскреб еще не скоро сможет принять сотрудников «Газпрома».
После неудачной экскурсии корпорация расторгла договор с подрядчиком, а заодно проявила интерес по поводу того, на что «Газстройпром» потратил 20 млрд рублей аванса. Как передает «Фонтанка» со ссылкой на текст письма, адресованного «Газпром инвест» заместителю гендиректору «Газстройпрома» Максиму Драгунову, подрядчику предстоит до 25 декабря предоставить список расходов и составить комплект документов, подтверждающих выполнение работ.
Также в срок до 25.12.2020 просим сформировать затраты, понесенные генподрядчиком, и предоставить комплект отчетных первичных документов, подтверждающих фактическое выполнение работ в соответствии с утвержденной проектной и рабочей документацией, — говорится в тексте письма.
Куда делись деньги?
Главная загадка всей этой истории — куда делись деньги. Предположительно на ремонт Лахта Центра успели авансом направить 20 млрд рублей, из которых 11,3 млрд получило ООО «Каскад-энерго». Однако компания никогда не подтверждала, что получала подряд на обустройство офисов Лахта-Центра.
«Каскад-энерго» — это калужская компания, которая входит в контур монументальной группы «Ташир» Самвела Карапетяна. Эта корпорация объединяет примерно 200 компаний, который занимаются строительством, энергетикой, ритейлом и ресторанами.
47news удалось связаться с представителе «Ташир» Маратом Абраняном, который держал в поле зрения работы в Лахта Центре. Однако на вопрос о том, с чем он связывает задержки в строительстве, Марат Абрамян ответил «сложно сказать».
Стоит как космодром
Примечательно то, что общая стоимость главного петербургского небоскреба сопоставима с ценой строительства космодрома «Восточный». Хорошо знакомые с реализацией проекта собеседники «Фонтанки» заявили о весьма серьезных инвестициях в здание. Причем не только на этапе самой стройки. Сама башня обошлась корпорации в 150 млрд рублей, столько же могла стоить и нигде не обнародованная проектная стоимость ремонта, отделки, оборудования и остального офисного наполнения. В сумме это 300 млрд рублей — примерно в такую сумму оценивалось создание космодрома «Восточный».
Кому достанется подряд
Исправлять сделанное или, как правильнее сказать в данной ситуации, недоделанное предстоит скорее всего ООО «Газпромнефть — Восточно-Европейские проекты». Кстати, именно эта компания справилась со строительством самого небоскреба. Так что предварительный выбор нового подрядчика можно назвать логичным.
Тем временем петербуржцы в Сети успели окрестить эту историю «Недострой-2020». Впрочем, нашлись и те, кто заступился за многострадальную башню.
Со стороны видно, что работы идут, но очень медленно. В этом году видно, что обустраивают набережную. Обустраивают и смычку шоссе и Мебельной улицы.