Как зарплаты простым метростроевцам аукнулись вице-губернатору Харлашкину уголовным делом
Вице-губернатора Ленобласти Сергея Харлашкина задержали по “делу Метростроя”. В 2019 году он потратил выделенные на строительство метро деньги, чтобы погасить долги по зарплате сотрудникам и субподрядчикам. Разбираемся в ситуации.
Утром 16 августа сотрудники СК при поддержке ФСБ провели обыск в квартире вице-губернатора Ленинградской области Сергея Харлашкина. Известно, что обыск был быстрым и производился без особого пристрастия. Однако вскоре после этих событий чиновник отправился на допрос в Москву.
А уже 17 августа в Басманный суд Москвы поступило ходатайство об аресте вице-губернатора. Оказалось, что следствие вменяет ему "превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий". Рассказываем, что произошло и в чём виноват чиновник.
При чём здесь Метрострой и зарплаты
Выяснилось, что Сергею Харлашкину припомнили дела минувших дней — периоды, когда он занимал должность руководителя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, а затем врио гендиректора Метростроя.
В 2015 году комитет по развитию транспортной инфраструктуры заключил госконтракт на строительство "Красносельско-Калининской линии". Стоимость контракта оценивалась в 37 миллиардов, а завершится работы должны были в 2022 году.
В то же время "Россельхозбанк" предоставил Метрострою банковскую гарантию на 5,8 миллиардов, с условием, что эти деньги могут расходоваться только в рамках заключённого контракта. Вскоре финансовое учреждение выяснило, что деньги ушли не туда, куда оно планировало. Оказалось, что Харлашкин взял и отдал часть на зарплатные долги простым метростроевцам.
Всего следователи насчитали 320 миллионов, которые ушли на погашение задолженностей Метростроя перед субподрядчиками, налоговой и по исполнительным листам. И это не считая зарплат.
В то время в Метрострое происходил настоящий зарплатный кризис. Тысячи сотрудников ждали выплат, а трудовая инспекция насчитала примерно 250 миллионов рублей долгов перед работниками дочерних компаний Метростроя.
Сотрудники устраивали забастовки, а во власти происходили серьёзные кадровые перестановки, новые чиновники ещё не успели вникнуть в проблемы, в связи с чем успокаивать работников подземки пришлось Сергею Харлашкину.
Другими словами, нужно было где-то найти деньги на зарплаты сотрудников. Парадокс в том, что у Метрострою выделили средства на строительство метро, однако на то, чтобы заплатить работникам, которые уже долгое время не видели оплаты труда, денег не было.
Штурм офисов Метростроя
Первыми бастовать пошли сотрудники субподрядных организаций Метростроя. В октябре 2018 года они отказались выходить на работу из-за долгов по зарплате. Тогда власти Северной столице заверяли, что это не отразится на сроках сдачи новых станций метро. Деньги им обещали выплатить до конца 2018 года, однако, учитывая тот факт, что Харлашкин решал эту проблему в 2019, обещание выполнены было не до конца.
В 2020 году ситуация накалилась. 30 января сотня метростроевцев штурмовала офис требуя долги по зарплате. Пост врио гендиректора Метростроя тогда занимал Сергей Харлашкин. Он же пообещал всё выплатить в течении дня, но не раскрыл имя банка-спасителя. Сейчас стало понятно, почему.
Общая задолженность по зарплате – 360 млн рублей. Соответственно те 200 млн рублей, которые сегодня будут распределены на карточки рабочим, – это порядка 65% зарплаты, которые мы закрываем "под ноль". 100% денег получили те подразделения, которые непосредственно дают выработку, то есть делают задел по зарплатам января. Например, "Управление Метростроя" с этих денег не получило вообще ничего. Озабоченность и настроение рабочих понятны,
— описывал тогда ситуацию Харлашкин.
На тот момент компания была должна 7 миллиардов рублей городскому бюджету, 6 миллиардов банка и столько же субподрядчикам. Кроме того, на Метрострой было открыто множество исполнительных листов на общую сумму в 2 миллиарда.
Откуда взялись деньги
Тут стоит вспомнить про аванс от Россельхозбанка, который по условиям контракта должен идти только на целевые платежи. Следователи полагают, что Харлашкин понимал, что не сможет выполнить обязательства по контракту, а сроки строительства метро будут сорваны.
Увы, зарплата сотрудников целевым платежом не считалась. Переступив через бюрократию и нарушив условия контракта, Харлашкин взял деньги из аванса Россельхозбанка и отдал их метростроевцам.
На тот момент часть проблем была решена. Однако в 2021 году Метрострой всё же признали банкротом, а за строительство той самой "Красносельско-Калининской линии" он остался должен 1,5 миллиардов рублей. Тех самых, из аванса Россельхозбанка.
Финансовая организация ущерб приняла, но не смирилась и решила спросить со всех причастных. Другими словами Харлашкина сейчас обвиняют в действиях, которые с одной стороны не шли вразрез с экономическими интересами общества, однако противоречили некоторым пунктам из договора с банком.
Кстати, как передаёт 47news, правительство Ленобласти не намерено избавляться от Харлашкина. Как заявили в региональной администрации, к вице-губернатору со стороны области нет никаких претензий.