В Башкирии ликвидируют психиатрические неотложки: Кто теперь усмирит «буйных»?
В Уфе главврач республиканской станции скорой помощи проводит оптимизацию экстренной психиатрической помощи. Царьград выяснял, зачем понадобилось громить службу, и как это отразится на медиках и пациентах столицы Башкирии
Либеральные реформы психиатрической службы в 90-х годах и так кардинально осложнили работу и врачей-психиатров, и полиции. Систему громили якобы ради «прав человека», а на самом деле неадекватных граждан выпускали из лечебниц, чтобы не тратить на них деньги. Вспомним жуткую историю с пенсионеркой-маньяком из Петербурга, которая распиливала всех, кто оставался с ней один на один в квартире, включая собственного мужа и арендаторов ее жилья. А затем описывала в дневнике свои преступления на трех языках. Соседям коллективно все-таки удалось сдать ее в психбольницу из-за странностей поведения, но через два месяца маньячку отпустили домой, и она тут же убила первую встречную старушку-подругу.
Реформы в психиатрической помощи привели к тому, что даже буйных душевнобольных сегодня довольно сложно принудительно отправить в психбольницу с соблюдением всех законодательных норм. Психиатр перед пациентом почти бесправен. А тот может его засудить за госпитализацию, если ему это взбредет в голову, обвинив в принуждении к лечению. К сожалению, медики и физически не защищены от нападения агрессивных пациентов. Особенно часто страдают врачи скорой помощи.
В прошлом году в столичном районе Люблино нетрезвый мужчина в автомобиле скорой помощи, направляющемся в психбольницу, нанес удар санитару складным ножом в грудь. Годом ранее в Москве на фельдшера и санитара психиатрической выездной бригады напал душевнобольной пациент. У него случилось обострение заболевания, родственники вызвали скорую помощь, а когда было принято решение о немедленной госпитализации, пациент избил медиков так, что один из них получил серьезную травму головы. После проведенной операции фельдшер долго находился без сознания, врачам пришлось бороться за его жизнь.
Фото: www.globallookpress.com
В Ярославской области пациент в состоянии психического расстройства во время движения автомобиля скорой помощи начал наносить медикам удары ногами. Фельдшер получил ушибы и временную нетрудоспособность. Даже специально подготовленным мужчинам из психиатрических бригад приходится с такими пациентами туго.
У нас были случаи и со смертельным исходом, — рассказала Царьграду медицинская сестра-анестезист реанимационной бригады скорой помощи Тамара Богданова. — Напал пьяный, в прошлом полицейский, угрожая врачу-реаниматологу пистолетом. Врача парализовало на вызове, он не вышел из этого состояния и умер. У нас было нападение на санитара психиатрической бригады, которого зарезали ножом.
Но в Уфе главврач республиканской станции скорой помощи Марат Зиганшин, видимо, считает, что ничего страшного от ликвидации психиатрических бригад не произойдет. По его замыслу, к агрессивным душевнобольным, алкоголикам, наркоманам и прочим буйным пациентам в столице Башкирии теперь будет приезжать обычная неотложка. Ни крепких опытных санитаров, ни квалифицированных медиков-психиатров — вся тяжесть от оптимизации ляжет на плечи линейных служб экстренной помощи. Председатель первичной профсоюзной организации скорой помощи Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Тамара Богданова поделилась с Царьградом своими опасениями.
Тамара Богданова. Фото со страницы Т. Богдановой в vk.com
«Психиатрическая бригада — это как минимум трое мужчин: фельдшер и два санитара, очень мало у нас женщин-психиатров, в основном мужчины. Это все-таки какая-то защита, тем более люди подготовлены. А выездная бригада линейная, фельдшерская и врачебная, даже любая специализированная бригада — это в основном женщины. Каким образом они могут предотвратить агрессию неадекватного человека даже в отношении себя? Очень сложно. У нас прошел суд, где наша работа была признана по травмоопасности четвертым, самым критическим, классом».
В конце августа уведомления о грядущем сокращении штата работников получили 34 сотрудника республиканской станции скорой помощи: уфимские врачи-психиатры, фельдшеры, медбратья, медсестры и водители бригад. С ноября 2018 года их трудовые договоры прекращаются. С текстом приказа о сокращении ознакомить работников администрация даже не потрудилась. Уничтожают специализированную скорую помощь в Уфе постепенно уже не первый год. По нормативам, утвержденным Минздравом РФ, в городах должны работать по одной бригаде специалистов на каждые 300 тысяч человек населения. Значит, в Уфе с населением в 1 миллион 200 тысяч человек таких бригад должно быть не менее четырех. Однако с ноября 2018 года специализированные бригады в столице Башкирии исчезнут совсем. В чем причина такой оптимизации, постарался предположить сопредседатель межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал:
Вопрос, конечно, есть к Минздраву Башкирии и в целом к республиканским властям. Мы же на самом деле не знаем, с чем связано это решение, а только догадываемся. Возможно, речь идет о недостатке финансирования скорой помощи. Тогда это вопрос опять к региональным властям, которые не заложили необходимое количество средств в территориальную программу ОМС.
Уведомление о прекращении трудового договора. Фото: vk.com
Председатель первичной профсоюзной организации скорой помощи Тамара Богданова предположила, что сокращение психиатрических бригад выгодно административному аппарату республиканской станции. Сейчас на содержание республиканской скорой помощи деньги перечисляются по системе «подушевой» оплаты. То есть за каждого жителя города — около 55 рублей в месяц.
Зомби-бой: Заблудившийся во тьме
«Когда у нас средства перечисляли по количеству вызовов, содержать психиатрическую бригаду было очень удобно — самые большие выплаты. Сейчас это невыгодно, потому что они "съедают" много денег и на зарплаты, и на премиальные. Если учесть, что у нас психиатрическая бригада самая дорогостоящая, вызов самый дорогой, сегодня главврачу выгоднее просто убрать ее, потому что это экономия средств. Большая часть этих денег идет на премиальный фонд, который распределяется между управленческим персоналом и работниками. На администрацию может уходить до 40 процентов средств, а это 200 человек, в то время как выездных специалистов — тысяча, и на них распределяется 60 процентов от всех денег».
Получается, административному аппарату республиканской станции выгодно оставить Уфу без экстренной психиатрической помощи. Сотрудники администрации мотивируют это тем, что обычные выездные бригады будут защищать полицейские, придется чаще приглашать их на вызовы. Но у полиции и своей тяжелой работы невпроворот. Однако теперь в Уфе, помимо преступников, им придется усмирять еще и буйных пациентов, которые, напомним, защищены нынешним либеральным законодательством куда лучше полиции и врачей.