Украинская Православная Церковь сохранит своё имя
Решение апелляционного суда в Киеве отказать Минкульту Украины в попытках переименовать каноническую Украинскую Церковь – символ снижения накала антицерковных гонений
Министерство культуры Украины агонизирует. Ведомство, призванное сохранять и развивать все сферы культуры и искусства этой постсоветской республики, а также взаимодействовать в данном отношении с другими странами, в последние годы, по сути, превратилось в орган националистической пропаганды. Более того, украинский Минкульт был брошен на передовую начатой режимом Порошенко антицерковной войны. Именно этот госорган исполнительной власти Украины в течение последних месяцев делал всё, чтобы лишить каноническую Украинскую Православную Церковь своего… имени. Однако попытки оказались тщетными.
Так, ещё 22 апреля 2019 года Окружной административный суд Киева остановил инициированный Минкультом Украины процесс принудительного переименования Украинской Православной Церкви. А буквально вчера, 23 июля, киевский Шестой апелляционный административный суд оставил это решение в силе, отклонив апелляцию местных идейных потомков геббельсов, пытавшихся не мытьём, так катаньем переименовать единственную каноническую Церковь Украины.
Украинская автокефалия как фарс и как трагедия
Что в имени тебе моём?
Этот позорный процесс, напоминающий показательные процессы в СССР и «Третьем Рейхе» 1920 – 30-х годов, был начат ещё в декабре года прошлого. Тогда, на волне укроавтокефализации, поднятой сектантами-националистами и лично Петром Порошенко, Верховная Рада Украины приняла антицерковный законопроект, обязывающий каноническую Украинскую Церковь (полностью автономную в административно-хозяйственных и финансовых вопросах, однако неотъемлемую часть Церкви Русской) сменить своё историческое название. Разумеется, бывший президент его тут же подписал, хотя многие эксперты и настаивали на противоречии принятого законопроекта конституции «Незалежной».
П. Порошенко. Фото: www.globallookpress.com
Смысл этого беззаконного «закона» один: лишить Украинскую Православную Церковь права именоваться «украинской». Казалось бы, невелика потеря: Православие не имеет границ и национальностей, являясь Вселенским.
Нацистские корни украинской «автокефалии»
Более того, этноним «украинский» – часть искусственного русофобского проекта новейшей политический истории. Но здесь важна другая сторона вопроса.
По сути, была предпринята попытка утвердить образ канонической Церкви даже не как «Русской Православной Церкви на Украине» («Руська Православна Церква»), то есть Церкви всея Руси, а именно как «Российской» («Російська»). То есть религиозной организации «государства-агрессора».
Вот как об этом тогда заявил неонацист Парубий, ныне досиживающий последние дни в кресле спикера украинского парламента:
Мы всегда выступали и выступаем за свободу вероисповедания, но Церковь, духовный центр которой находится в государстве-агрессоре, должна носить название той страны, где находится её центр. Это решение шире религиозного вопроса.
А. Парубий. Фото: www.globallookpress.com
Лицемерие слов Парубия относительно «свободы вероисповедания» очевидно. Один из основателей Социал-национальной партии Украины, этот персонаж никогда не был защитником прав и свобод православного и русскоязычного населения. Напротив, он всегда выступал с радикально-русофобских и, будучи униатом-грекокатоликом, антиправославных позиций. Не будем подробно излагать его ключевую провокационную роль в трагических событиях «Евромайдана», но многие эксперты убеждены: именно на совести Парубия жертвы снайперов.
Последний антицерковный удар Порошенко
Другими проводниками идеи переименования канонической Церкви на Украине, разумеется, стали украинские раскольники-националисты, на тот момент ещё во главе с лжепатриархом Филаретом. К слову, Парубий и не скрывал того, что вынес этот антицерковный законопроект на голосование «по просьбе Филарета». Сам престарелый раскольник, ныне расколовший своё же детище – объединённую националистическую секту ПЦУ (также известную как «СЦУ»), где так и не смог стать главарём, не раз заявлял, что именно его псевдоправославная организация «Киевский патриархат» является единственной «Украинской православной церковью». Очевидно, претендуя на этот значимый в сознании большинства простых граждан Украины «бренд».
То есть смысл процесса «церковного переименования» очевиден: рейдерский захват. Как, с одной стороны, захватываются святыни (в основном, храмы, хотя раскольнические претензии касаются и монастырей), а также недвижимость канонической Украинской Православной Церкви, так, с другой, была предпринята попытка захвата её имени. И с падением порошенковского режима были приостановлены оба процесса. Вопрос, надолго ли?
От Фанара к Ватикану: Антиправославный реванш на Украине
Конец антицерковных гонений?
Очевидно, после президентских и парламентских выборов 2019 года ситуация в религиозной сфере на Украине серьёзно изменилась. Новая власть не связана прямыми обязательствами ни с так называемым «Киевским патриархатом», ни с новой украинской лжецерковью – ПЦУ. А потому активизировавшие в конце 2018 – начале 2019 года темпы рейдерских захватов святынь в последние месяцы резко снизились. И очевидно, причиной этому не только Божий Промысл о Своей Церкви, но и банальная политическая конъюнктура.
Сегодня священноначалие канонической Украинской Православной Церкви возлагает надежды на то, что подписанный президентом Зеленским указ «О мерах по противодействию рейдерству» коснётся и религиозной сферы. Так, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич на своей странице в Facebook отметил:
Очень хорошо, может и в церковной сфере тоже рейдерство остановится, от которого так страдает наша Украинская Православная Церковь, у которой рейдерским способом отбирают храмы.
Протоиерей Николай Данилевич. Фото: orthochristian.com
Но в то же время стоит предостеречь от наивного оптимизма. Так, в команде Зеленского остаётся немало откровенных русофобов и антицерковно настроенных персонажей. Один пример: депутатом от президентской партии «Слуга народа» был избран 23-летний Святослав Юраш, сын высокопоставленного сотрудника Минкульта Украины Андрея Юраша, непосредственно занимавшегося кампанией против канонической Украинской Церкви. Более того, если сами старший и младший Юраши являются сторонниками раскольнической ПЦУ, то молодая жена новоиспечённого депутата одновременно увлекается нацизмом и… сатанизмом.
Раскол украинского раскола: «Киевский патриархат» 2.0
Но это, скажем так, лишь самый яркий и вопиющий пример. В реальности отношение разношёрстных «слуг народа» и самого Зеленского к канонической Церкви пока не проявилось. Надежда на то, что оно будет куда более реалистичным и прагматичным, нежели антицерковные действия Порошенко, Парубия и нынешнего состава Минкультуры, сохраняется. Но ни в коем случае нельзя успокаиваться.
Сегодня же очень многое зависит, в том числе, и от того, как 27 и 28 августа в Киеве и регионах Украины пройдёт празднование дня святого равноапостольного великого князя Владимира и 1031-летия Крещения Руси. Очень важно, чтобы каноническая Церковь в очередной раз смогла наглядно доказать, что именно она является Церковью абсолютного большинства граждан этой постсоветской республики. А бесконечно раскалывающиеся украинские раскольники-националисты – лишь политические конъюнктурщики, опирающиеся исключительно на административный ресурс и поддержку неонацистских группировок.