Святая гора Афон: Что, где, когда?
Телеканал «Царьград» отвечает на самые элементарные вопросы о Святой горе Афон, её отношениях с Русской Православной Церковью и о сегодняшней ситуации, когда часть святогорцев поддержала украинских раскольников
В последнее время темы, связанные со Святой горой Афон, вновь стали одними из самых обсуждаемых в православном Рунете. И если ещё совсем недавно упоминания были исключительно позитивными, речь в основном шла об афонских святых и святынях, паломнических маршрутах и так далее, то сейчас монахи-святогорцы подвергаются критике за участие их представителей в киевском религиозно-политическом шоу под названием «интронизация предстоятеля ПЦУ» лжемитрополита Епифания (Думенко), главы украинских раскольников-автокефалистов.
«Анти-Афон»: Антицерковная операция в действии
И в то же время абсолютное большинство даже воцерковленных людей об Афоне знает крайне мало. По очевидным причинам далеко не каждый русский православный человек на Афоне бывал, а потому очень слабо представляет даже его географическое положение. Впрочем, то же самое можно сказать и об афонских монахах неславянского происхождения, едва ли искушённых в деталях постсоветской географии и политики, в том числе политики церковной. Телеканал «Царьград» предлагает разобраться в самых элементарных вопросах, касающихся Святой горы Афон, – географических, исторических и, что особенно актуально сегодня, церковно-политических.
* * *
Так всё-таки, что такое Святая гора Афон – гора, остров или полуостров? Где это и как туда попасть?
То, что сегодня Святая гора Афон находится на территории Греции (Греческой Республики), известно большинству. Однако будут правы и те, кто назовёт Афон государством. Так, административное наименование этой территории – Автономное монашеское государство Святой Горы (Αυτόνομη Μοναστικὴ Πολιτεία Αγίου Όρους – греч.). Что, конечно, не означает полной независимости Афона от Греции, однако позволяет монахам-святогорцам сохранять определённую автономию и не вносить на территорию полуострова (а это именно полуостров с горной и скалистой местностью) светских обычаев стремительно секуляризирующейся Греческой Республики.
Фото: Dmitry V. Petrenko / Shutterstock.com
Речь о широко известном запрете на пребывание женщин на Афоне?
Да, и это тоже. Причём правила, касающиеся этого запрета (аватона), зафиксированы в самых ранних афонских источниках, например «Типиконе преподобного Афанасия Афонского» X века от Рождества Христова. Разумеется, это связано не с «нарушением гендерного равноправия». Как известно из Священного Писания, во Христе нет ни мужского, ни женского пола:
Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе (Гал. 3, 27).
Но ради избавления монахов от соблазнов как на Афоне, так и во многих других монастырях издревле вводились правила, допускающие подобные запреты. Такие правила касались и некоторых женских обителей, куда был запрещён вход любым мужчинам, за исключением священников-духовников (чьё пребывание также строго регламентировалось). Сегодня столь строгие правила соблюдаются крайне редко, однако и сейчас Афон здесь – исключение.
Но любой мужчина из любого государства может спокойно попасть на Афон, получив Шенгенскую визу?
Нет, для посещения Афона необходимо дополнительно оформить диамонитирион – специальное разрешение. Обычно с его оформлением у русских паломников прежде не бывало никаких проблем, причём мирянам (и даже представителям других религий) получить диамонитирион легче, чем православным священнослужителям (они разрешение получают через Константинопольскую патриархию).
Почему Константинопольскую? О подчинении Афона патриарху Варфоломею в последнее время много говорилось, но всё-таки известно, что в Греции своя – Греческая Православная Церковь.
Да, это так, но Святая гора Афон относится к так называемым новым территориям, вошедшим в состав Греции лишь в результате войн первой четверти XX века. Было время, когда Афон планировали сделать совместным протекторатом нескольких балканских православных государств (если бы не революционная смута, то и России в том числе). Однако по Севрскому мирному договору 1920 года, подтвержденному в 1923 году на Лозаннской конференции, Святая гора Афон была официально признана «мировым сообществом» частью Греции.
И именно эти «новые территории», несмотря на административную юрисдикцию Греции, в церковном отношении до сих пор подчиняются Стамбулу – Константинопольской патриархии (часто именуемой Фанаром по месту расположения – одному из стамбульских районов, до середины XX века населённому преимущественного греками). Конечно, Афон сохраняет определённую автономию, в том числе касаемо использования древнего церковного юлианского календаря и других внутренних вопросов, в которые Фанар не вмешивается. Тем не менее иерархически Афон подчиняется Константинопольскому патриарху, который и утверждает настоятелей всех святогорских монастырей. Пусть и формально.
Операция «Анти-Афон»: Константинопольский патриархат дискредитирует святогорцев
А сколько их? Вроде там есть и русский монастырь, неужели он тоже подчиняется стамбульскому Фанару?
Всего монастырей на Афоне ровно 20 (не считая скитов и прочих небольших монашеских поселений, относящихся к этим двадцати монастырям, но расположенных за их оградой), и все они находятся в иерархическом подчинении Константинопольского патриархата. Один из них, Свято-Пантелеимонов монастырь, действительно является русским. Конечно, это не значит, что монахи и послушники монастыря – этнически исключительно русские, но эта обитель исторически (с XI века – недавно мы праздновали 1000-летие русского присутствия на Святой горе Афон) связана с Русским государством и Церковью.
Также среди афонских обителей особо выделяются Хиландар (сербский монастырь), Зограф (болгарский) и румынский скит Продром, относящийся к главному монастырю Святой горы Афон – Великой Лавре. Грузинами в X веке был основан знаменитый Иверон (Иверский монастырь), однако этнически он уже давно стал греческим.
Фото: Ververidis Vasilis / Shutterstock.com
И никто никогда не пытался выйти из подчинения Константинополя, уже давно ставшего Стамбулом?
Многие святогорцы недовольны либерально-обновленческой и экуменической политикой Константинопольского патриархата, которая впервые проявилась не в последние годы, а уже около столетия назад. Однако не в монашеском духе устраивать восстания и революции против своего священноначалия. В том числе и консервативные. А потому святогорцы обычно критикуют Фанар учтиво, направляя туда свои послания с недоумениями. Последнее из известных таких посланий относится ко времени Критского собора 2016 года, когда представители Святой горы Афон раскритиковали ряд положений этого собора, посеявшего очередные семена раздора в Мировом Православии.
«Афонская контрреволюция»: Святогорцы не поддержали украинскую политику Константинопольского патриархата
И в то же время в XX веке был один святогорский «мятеж» против Фанара. В 1960-х годах, когда либерально-обновленчески настроенный Константинопольский патриарх Афинагор начал сближение с Ватиканом, афонский монастырь Эсфигмен обвинил Фанар в экуменизме, а в 1974-м окончательно порвал с Константинопольским патриархатом. В итоге была создана новая братия монастыря, подчиняющаяся Фанару, но на территории самой обители до сих пор находятся монахи-зилоты (в переводе с греческого – «ревнители»), выдвинувшие лозунг «Православие или смерть». К слову, монастырь Эсфигмен лояльно относится к русским паломникам.
То есть, по сути, Русская Православная Церковь сейчас, разорвав евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, косвенно подтвердила их правоту?
Не совсем так. Русская Православная Церковь разорвала общение с Фанаром из-за того, что тот вторгся на нашу каноническую территорию на Украине, а также вступил в общение с украинскими псевдоправославными сектантами-националистами, в итоге совершив псевдолегализацию их раскольнических группировок. Так называемый томос об украинской автокефалии, выданный ряженным в священнические облачения сектантам, – венец этого беззакония.
Что же касается либерально-обновленческих и экуменических деяний Фанара, которые и привели к эсфигменской «консервативной революции», то их также стоит внимательно разобрать. Есть надежда, что итогом этого станет церковный суд над патриархом Варфоломеем и его Синодом. Но для начала необходимо достичь по этому вопросу консенсуса хотя бы со значительной частью других Поместных Православных Церквей.
Почему же афонские монахи не смогли хотя бы отказаться от участия в киевской раскольнической «интронизации»?
Опять-таки из послушания своему священноначалию. Кроме того, греки-святогорцы вообще мало что знают об украинской проблематике. Думается, далеко не каждый даже может без труда найти Украину на карте. А потому персональные указания патриарха Варфоломея прибыть в Киев на это мероприятие были приняты, и несколько представителей Афона, к сожалению, посетили это поистине святотатственное религиозно-политическое шоу.
Святая Русь и Святая гора: «Афонозамещение» как вынужденная необходимость
Однако, как уже не раз говорилось в эфире и на сайте телеканала «Царьград», когда решался вопрос об официальной афонской делегации на украинскую лжеинтронизацию, благодаря твёрдой позиции ряда монастырей (включая не только русский и сербский, но и знаменитый греческий Ватопед) было решено подобную делегацию не направлять. Возможно, именно это и побудило патриарха Варфоломея заставить настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема отправиться в Киев. Что довело старца до инфаркта и операции на сердце.
Безусловно, святогорцы несут часть ответственности за деяния Константинопольского патриархата, но они оказались заложниками ситуации. А потому, пока они находятся в юрисдикции Фанара, русским паломникам не благословляется молиться, исповедоваться и причащаться на Святой горе Афон, за исключением Свято-Пантелеимонова монастыря.
Фото: Predrag Lukic / Shutterstock.com
Что означает это исключение?
Исторически Церковь далеко не всегда следовала принципу акривии (в переводе с греческого – «точность»), то есть неукоснительному соблюдению всех канонических правил. Весьма часто применяется противоположный принцип канонического права – икономия, который позволяет делать исключения из правил. Этот случай относится именно к таковым.
Для многих тысяч русских паломников Святая гора Афон является очень важной святыней, а у многих личные духовники являются клириками того же Свято-Пантелеимонова монастыря. Именно поэтому Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, несмотря на разрыв нашего евхаристического общения с Константинопольским патриархатом, благословил чад Русской Православной Церкви молиться и приступать к Таинствам в афонской обители великомученика Пантелеимона. Ещё и ещё раз подчеркнём: в виде исключения.
Архимандрит Ефрем: Война ведется не только против России - но и против Православия
А как быть с другими монастырями, ведь там тоже немало великих святынь?
Нет никаких препятствий к посещению этих обителей и частной молитве перед их святынями. Однако участвовать в соборной молитве и Таинствах этих монастырей чадам Русской Православной Церкви нельзя. Разумеется, это решение может быть пересмотрено, но только тогда, когда афонские монастыри будут полностью избавлены от соучастия в укроавтокефалистских беззакониях Фанара.
Хотелось бы немного подробнее узнать о главных афонских реликвиях.
Их тысячи: чудотворные иконы, мощи великих святых... Сложно выделить «самые главные», но самые почитаемые и известные – попробуем. Конечно же, это Пояс Пресвятой Богородицы и Дары волхвов – святыни, которые уже посещали земли Русской Православной Церкви и которым в разных городах поклонились миллионы православных христиан. Сюда же можно отнести и такие чудотворные афонские образа Пресвятой Богородицы, как Иверская и «Всецарица». Ну и, конечно, честные мощи великомученика и целителя Пантелеимона и многих других великих святых.
Но как быть нам, православным христианам Русской Православной Церкви, в условиях начавшегося церковного разделения, затронувшего и такую великую святыню, как Святая гора Афон?
Новая жизнь Русского Афона
В первую очередь, конечно, соборно молиться об исцелении этого разделения. Афонским святым, а главное – Пресвятой Богородице, чьим уделом является Святая гора. И конечно, самим держаться в истине Святого Православия и послушании нашей Церкви. Молитва – главное оружие христианина, и важно знать, что и на Афоне очень многие молятся о том, чтобы уврачевать начавшийся раскол.
С другой стороны, нам важно не забывать, что и наша Земля Русская не обделена великими святынями, а её паломнические маршруты в полной мере нами не изведаны. А потому сегодняшняя непростая и во многом прискорбная ситуация – это промыслительный повод обратиться к святым местам нашей Родины.