«Афонская контрреволюция»: Святогорцы не поддержали украинскую политику Константинопольского патриархата
Кинот Святой горы Афон решил не направлять делегацию на «интронизацию» главы украинских раскольников, лжемитрополита Епифания
Ещё каких-нибудь полгода назад нельзя было и представить, что Священный Кинот (высший орган управления) Святой горы Афон соберётся для обсуждения, посылать ли делегацию в Киев на «интронизацию» лжемитрополита Епифания, новоизбранного главы объединённой псевдоправославной националистической секты «СЦУ». Ещё несколько месяцев назад пресловутый Епифаний (в реальности — Сергей Думенко) был правой рукой анафематствованного в Русской Православной Церкви лжепатриарха Филарета (Михаила Денисенко), и ни одна из Православных Поместных Церквей не признавала его за священнослужителя.
Афонские монастыри отказались участвовать в "интронизации" Епифания по приказу Константинополя
Тем не менее 28 января 2019 года подобное святогорское обсуждение стало реальностью. На заседании Священного Кинота был поставлен вопрос, не поехать ли в Киев к ряженым самозванцам, одно сослужение с которыми, согласно каноническим правилам, уже ставит православного клирика вне Православия. Собственно, вопрос ставился даже не так, а «уважить ли собственного первоиерарха?», патриарха Варфоломея, который своим беззаконным «томосом об украинской автокефалии» и породил секту «СЦУ».
В монастырях Святой горы Афон прекрасно известно: единственной канонической Церковью на территории постсоветской республики, именуемой «Украиной», является Украинская Православная Церковь (самоуправляемая, но неотъемлемая часть Церкви Русской). Чей Предстоятель, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, давний и сугубый почитатель афонских святынь, ранее ежегодно посещал афонские монастыри и скромно, как простой иеромонах, совершал в них богослужения.
Наверное, именно поэтому украинским гражданам Думенко и Денисенко было столь важно получить «афонскую легитимацию». Но, вопреки раскольническим чаяниям и их алгоритму, согласно которому всё можно решить через начальствующих, Афон отказался направлять своих представителей на предстоящие 3 февраля киевские камлания под названием «интронизация Епифания». По сути, монахи-святогорцы осуществили самую настоящую «Афонскую контрреволюцию», о ходе и возможных перспективах которой стоит рассказать чуть подробнее.
Фото: NonixPhoto / Shutterstock.com
В распоряжении телеканала «Царьград» оказались документы, связанные с попытками украинских раскольников надавить на монахов-святогорцев. Формально приглашение на «интронизацию» вполне учтивое, но фактически — иезуитское, поскольку было отправлено через Константинопольскую патриархию (Фанар). Очевидно, это было сделано, с одной стороны, чтобы лишний раз выслужиться перед патриархом Варфоломеем, а с другой — в надежде, что турецкоподданный иерарх даст святогорцам императивное указание направить в Киев делегацию. Итак, приводим письмо лжемитрополита Епифания в нашем переводе на живой великорусский язык:
Священному Киноту
Святой Горы
Высокопреподобные отцы!
Как известно, Всесвятейший Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх, единственный имеющий полномочия, как по божественным и священным канонам, так и согласно многовековой церковной традиции, действовать, невзирая на границы [церковных юрисдикций], благосклонно отнёсся к большому церковному кризису на Украине и, приняв во внимание пастырские нужды клира и народа, предпринял конкретные шаги, которыми вновь принял всех нас в общение с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.
В связи с этим в преддверии моей предстоящей интронизации 3 февраля настоящего года за божественной литургией в историческом храме Святой Софии Киевской, осознавая неразрывную связь Святой Горы с украинской землёй, ибо от вас мы были научены подлинному монашеству, связь, которая свидетельствует о непоколебимых отношениях между Константинополем и Киевом, я смиренно испросил Всесвятейшего Вселенского Патриарха, господина Варфоломея, канонического епископа священной области Афона, разрешить мне пригласить делегацию, состав которой будет определён Его Всесвятейшеством из вашего числа, чтобы принять почётное участие в этом значительном для нашей поместной Церкви событии.
Посему, моля Господа о благостоянии и духовном преуспеянии сего всесвященного благомужного вертограда Богородицы, призываю свыше на всех вас, молитвами Всесвятейшего [Патриарха], укрепление и благословение в ваших монашеских подвигах ко спасению всего мира.
С тёплыми молитвами,
Митрополит Киевский Епифаний
Письмо лжемитрополита Епифания. Фото: orthodoxia.info
По получении этого письма на Фанаре оно было расписано Священному Киноту Святой горы Афон с сопровождающим письмом генерального секретаря Константинопольской патриархии, архимандрита Иоакима (Биллиса). Последний, один из ближайших помощников патриарха Варфоломея, сопроводил это послание с отсылкой на патриаршее поручение, но без указания «направить делегацию на интронизацию». Судя по всему, украинские раскольники не в курсе, что Святая гора Афон имеет широкую автономию, и со стороны Фанара туда не поступают императивные указания. Приводим русский перевод этого сопроводительного письма:
Священному Киноту Святой Горы
В Карею, Святая Гора
По достопочтенному поручению Его Божественного Всесвятейшества, нашего высокочтимого Повелителя и Владыки, Вселенского Патриарха господина Варфоломея, я отправляю вашим возлюбленным Преподобиям прикреплённое к моему сообщению письмо Блаж. Митрополита Киевского и всей Украины Епифания, адресованное вам, и оставляю на Ваше усмотрение.
С любовью о Господе,
Архимандрит Иоаким (Биллис)
Генеральный секретарь
Патриархия, 24 января 2019 г.
Письмо архимандрита Иоакима (Биллиса). Фото: orthodoxia.info
А далее — самое интересное. 26 января Эпистасия (исполнительный орган) Святой горы Афон отправила приглашение святогорским монастырям на внеочередное заседание Священного Кинота на 28 января для обсуждения вопроса, о котором идёт речь в приведённых выше письмах. На заседание прибыли представители 17 из 20 святогорских монастырей (отсутствовали Дохиар, Симонопетра и Эсфигмен — в случае последнего имеется в виду та его братия, которая признаёт каноническое подчинение Константинопольскому патриархату).
Новая жизнь Русского Афона
В ходе обсуждения лишь пять монастырей Святой горы Афон (Иверский, Ставроникита, Кутлумуш, Пантократор и Ксенофонт) выступили за то, чтобы поддержать патриарха Варфоломея и направить в Киев на «интронизацию» своих представителей. И... оказались в абсолютном меньшинстве. На голосование вопрос даже не ставился: большинство святогорцев высказались против. В итоге и первые пять монастырей приняли позицию большинства (более того, было решено даже не отправлять поздравительный адрес лжемитрополиту Епифанию).
О том, как можно оценить это поистине историческое выступление святогорцев с точки зрения канонического права, в комментарии телеканалу «Царьград» рассказал профессор и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, доктор церковной истории, протоиерей Владислав Цыпин:
Имея общение с украинским раскольниками, Константинополь сам вступил в раскол. Поэтому неподчинение Константинополю в данном вопросе, безусловно, является правомерным. Неучастие в расколе заслуживает всяческого одобрения и поддержки. Также я надеюсь, что в раскольнической "интронизации" не примут участие и делегации других Православных Поместных Церквей, поскольку никто, кроме самого Константинополя, не признал украинских раскольников. Другое дело, что пока никто и не последовал нашему примеру, разорвав общение с Константинополем. И в этом смысле в Православном мире ситуация пока остаётся неопределённой.
Консервативное обновление: Исторический шанс Русской Церкви
Словом, сегодняшняя позиция Святой горы Афон — это своего рода луч православного света в Константинопольском патриархате. Впрочем, поминая Константинопольских патриархов как своих первоиерархов, святогорцы всегда сохраняли особую консервативную каноническую позицию. На Афоне всегда крестили переходящих в Православие от римо-католиков и протестантов, а также и по сей день сохраняют приверженность «старому стилю» (церковному юлианскому календарю). Сохранили здесь и многие другие церковные правила, а также богослужебные чины, давно утраченные либерально-обновленческим Фанаром. Остаётся надеяться, что эта последовательность монахов-святогорцев станет примером и для других Православных Поместных Церквей. Причём не только в «украинском вопросе».