Новая жизнь Русского Афона
В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон состоялась интронизация нового игумена обители
Жизнь Святой горы Афон тиха и размеренна. Многим внешним поначалу даже кажется, что в этом месте «несть» привычного земного времени, то есть, в переводе с церковнославянского, «не было, нет и не будет». Будто именно здесь уже осуществилось апокалиптическое пророчество апостола Иоанна Богослова о том, что когда «совершится тайна Божия», то «времени уже не будет».
И когда сегодняшние монахи-святогорцы собираются на свои долгие (по-настоящему «всенощные», то есть «длящиеся всю нощь») богослужения, то каждый удар созывающего их деревянного била словно подтверждает эту мысль. Ведь точно также здесь было столетия и даже тысячелетие назад.
К слову, ровно тысячу лет назад на Афоне подвизался основатель русского монашества преподобный Антоний Киево-Печерский. В память именно об этом в нынешнем году проходят грандиозные торжества, наиболее символичным моментом которых стала встреча на Святой горе Главы Государства Российского Владимира Путина и Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла.
Встреча, одновременно продемонстрировавшая всему миру как византийский идеал симфонии светской и духовной властей, так и историософское органичное сочетание византизма и славянства. Идеалы, пришедшие на Русь еще тысячелетие назад и окончательно утвердившиеся в годы укрепления Московского Царства – Третьего Рима, наследующего павшей в XV столетии христианской Империи ромеев – Византии.
Но вернемся к Афону. Пожалуй, самому тихому и молитвенному месту на Земле. Однако здесь стоит оговориться, дабы не впасть в прелесть обожествления афонского «всего и вся». Так, православным христианам нельзя забывать: даже принимая иноческий «ангельский» образ, мы остаемся земными людьми. А потому, если размышляя об афонской исихии (неотмирных тишине и покое), вы вдруг увидите афонита с мобильным телефоном в руках, не удивляйтесь.
Технический прогресс проник и сюда. А вместе с ним и часть суеты мира сего. В том числе и суеты политической. Отчасти именно поэтому новость об избрании русским Свято-Пантелеимоновым монастырем Святой горы Афон своего нового настоятеля сегодня обсуждается, в том числе, и в ее политическом разрезе. Но обо всем по порядку.
Садовник, избранный игуменом
В минувший воскресный день 23 октября в обители произошла интронизация настоятеля. Напомним, что 2 октября, в результате выборов нового игумена Пантелеимоновой обители её настоятелем был избран 58-летний иеродиакон Евлогий (Иванов), уроженец Челябинской области и постриженик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В выборах игумена приняли участие 37 иноков, имеющих не менее 6 лет монашеской жизни в Свято-Пантелеимоновом монастыре.
Отца Евлогия очень точно характеризует и то, что значительная часть из его 13 (тринадцати!) братьев и сестер также избрали монашеский путь, а сама его мама, в миру – Раиса Иванова, ныне отошедшая ко Господу, в свое время приняла великую схиму и совершала духовные подвиги как схимонахиня Татиана. Сам же отец Евлогий был пострижен в монашество 27-летним в стенах Лавры преподобного Сергия Радонежского в уже достаточно далеком 1985 году, то есть во времена, когда о предоставлении свобод Русской Православной Церкви еще не было и речи. И уже в 1988-м молодой иеродиакон Евлогий отправился на Святую гору Афон.
В последние годы отец Евлогий совершал диаконское служение в стенах Константинопольского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, где проявил себя и как энергичный организатор (по словам представителей Института Русского Афона, подворье при нем расцвело).
В самой же Пантелеимоновой обители отец иеродиакон долгое время нес скромное послушание садовника (и сейчас согласился занять пост игумена только по просьбам братии, продемонстрировав смирение и полное отсутствие греховного стремления к превосходству над братьями). К слову, то,что новый настоятель на момент избрания был диаконом, никого смущать не должно: по давней афонской традиции игуменом может быть избран и простой монах.
Наследие старца Иеремии
Но говоря об отце Евлогии, стоит напомнить и причину его избрания новым игуменом Свято-Пантелеимонова монастыря. Оно состоялись в связи с кончиной 4 августа на 101 году земной жизни прежнего настоятеля обители схиархимандрита Иеремии (Алехина). Светлый старец, отец Иеремия на протяжении нескольких десятилетий тихо и мудро управлял Пантелеимоновой обителью, врачуя любые внутренние конфликты между святогорцами. Эти конфликты сложно сравнить с нашими мирскими дрязгами, но они, тем не менее, случались и в святых монастырских стенах.
Схиархимандрит Иеремия
Сам отец Иеремия стал афонским насельником еще в 70-х годах прошлого века, после полутора десятилетий ожидания разрешения на выезд из Одессы, где в стенах Успенской обители провел 18 лет. Тогда, в 1970-х, в Свято-Пантелеимоновом монастыре иноческая жизнь едва теплилась: доживали свой век последние старцы, а приток молодых русских монахов десятилетиями сдерживался как греческими натовскими, так и советскими атеистическими властями, особенно ополчившимися против Церкви в годы правления Никиты Хрущева. Так, в письме на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена от 9 сентября 1972 года настоятель обители схиархимандрит Гавриил писал:
«...Наш Монастырь находится в крайне затруднительном положении и, особенно из-за неимения братства. С течением времени постепенно число уменьшается – старики вымирают, а пополнения нет, такое положение и уже здесь живущих приводит в уныние и безнадежность. Мы, зная любовь Русского Народа к Святому Афону, верим и надеемся, что Вашим Святейшеством и всей Русской Церковью будут приняты все возможные меры к тому, чтобы этот русский (почти последний на Афоне) уголок с его святынями оставался и продолжал свое существование для утешения каждого верующего русского человека...»
Вскоре после этого Патриарх Пимен посетил Святую гору (это было первым в истории посещением Афона Московским Патриархом), и ситуация начала исправляться. Благо, к тому времени советское правительство несколько смягчилось к Русской Православной Церкви. А уже в период настоятельства отца Иеремии (Алехина), продолжавшийся с 1979 по 2016 года, Пантелеимонова обитель вновь стала одним из самых крупных афонских монастырей.
Сегодня у большинства русских афонитов появилась надежда, что новый настоятель обители святого Пантелеимона не только сохранит все самое лучшее наследие своего предшественника – старца Иеремии, но и смягчит политическую суету мира сего, за последние годы успевшую проникнуть и в эти святые стены.
По свидетельствам лично знающих его людей, отец Евлогий отличается подлинно святогорским смиренномудрием, способным уврачевать любую политическую суету (повторюсь, на протяжении ряда лет он нес послушание монастырского садовника, особенно располагающее к исихастской «умной молитве»).
А потому свершившееся избрание не просто обнадеживает, но вселяет уверенность, что былое единство русских святогорцев возродится, а их молитвы обо всей Русской Церкви даруют мир и всем землям, ею духовно окормляемым. Ведь именно в том, что духовная связь между византизмом и славянством на Афоне не просто жива сегодня, но и никогда не прерывалась, есть надежное основание нашего дальнейшего православного бытия. Сие и буди, буди!