Не пускал в Москву Ельцина: чем запомнится экс-глава правительства СССР Николай Рыжков
Жизнь политика завершилась на 95-ом году жизни. Кто он такой и что сделал для России.
Николай Рыжков был председателем Совета министров СССР. Ушел в отставку за год до распада Советского Союза, потому что получил инфаркт и занялся здоровьем. Но политику не бросил: стал депутатом в Госдуме и сенатором. Расскажем наиболее яркие факты про жизнь человека, который видел три эпохи великой страны.
Не пускал в Москву Ельцина
Николай Рыжков, парень из Донецкой области, начинал в Краматорском машиностроительном техникуме. Потом продолжил учёбу в Уральском политехническом институте: так и оказался в Екатеринбурге, тогда еще — Свердловске. После учёбы попал на "Уралмаш". Сделал карьеру: от главного технолога до генерального директора. Там и познакомился с Ельциным.
Фото: Boris Kavashkin/Global Look Press
В 1975-м занял должность замминистра тяжелого и транспортного машиностроения СССР, а потом заместителем министра Госплана СССР. Продвинуться на самый верх правительства Рыжкову помог Михаил Горбачёв: он включил Рыжкова в Политбюро 23 апреля 1985 года, и почти сразу сделал председателем Совета министров СССР, то есть, главой правительства или премьер-министром.
Когда Горбачёв собрался перетащить Бориса Ельцина в Москву, на должность первого секретаря Московского горкома КПСС, Рыжков был категорически против. Он считал будущего президента России неординарным, жестким и властолюбивым человеком. И был в курсе проблем с алкоголем: Ельцин уже тогда сильно выпивал. Политик рассказывает:
Когда Горбачёв и Лигачёв спросили мое мнение, я ответил, что продвигать Ельцина — ошибка. Он строитель, знает, как гвозди заколачивать, а руководство Москвой требует иных умений.
Однако мнение Рыжкова на решение тогдашнего главы государства не повлияло.
Стал армянским "Грибоедовым"
В северной части Армении, тогда еще части Советского Союза, 7 декабря 1988 года землетрясение мощностью 10 баллов по шкале Рихтера унесло более 25 тысяч жизней. Город Спитак был полностью уничтожен. Города Ленинакан и Кировакан также пострадали от подземных толчков силой 9,8 баллов. По официальным данным, более 140 тысяч человек стали инвалидами, а около полумиллиона остались без жилья.
Руководить помощью пострадавшим и восстанавливать нормальную жизнь отправили Николая Рыжкова. Его команда организовала работу спасателей, врачей, строителей и архитекторов. Армянские города начали возрождаться после катастрофы.
Политик рассказывал, что во время прогулки по Еревану его окружила многотысячная толпа, и какая-то женщина спросила:
Товарищ Рыжков, ходит слух, что гуманитарная помощь, которую мы получаем, разворовывается? Мы выглядим как воры?
Рыжков тогда ответил, что воры есть и у русских, не только в Армении, и что разворовывать жизненно важные для людей вещи и продукты — недопустимо. В конце разговора кто-то в толпе заявил, что председатель правительства для армян — как Грибоедов.
После возвращения в здание ЦК партии, Рыжков спросил, почему его назвали Грибоедовым, и получил ответ. Оказалось, что Грибоедов — национальный герой, он пострадал за Армению, когда его убили в Персии. И спустя некоторое время председатель Совета министров официально стал Национальным героем Армении, получив это звание за ликвидацию последствий землетрясения.
С помощью циркуля создал зону отчуждения вокруг Чернобыля
Авария на АЭС в СССР произошла в 1986 году впервые. В Соединенных Штатах в 1979 году была авария на атомной станции Три-Майл-Айленд, но американцы всё засекретили, и что именно нужно делать, никто не понимал.
Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Во время полёта на вертолёте над неисправным реактором датчики Гейгера "орали" как сумасшедшие. Учёные объясняли, что ветер унёс радиоактивное облако на Белоруссию, оно затронуло Гомельскую область, достигло Брянска, задело Смоленск.
Своей задачей Рыжков считал не допустить паники среди населения: она создала бы дополнительные проблемы. Данные от разных групп специалистов сильно отличались, и было непонятно, какие города и сёла эвакуировать, а какие — нет. Заражение было распространено шире, чем казалось изначально. Николай Рыжков рассказал:
Мы решили, что поставим циркуль на карту, отметим центр в Припяти и проведем окружность до края зараженной зоны (оказалось, 30 километров). Именно там и начали эвакуацию. Вывезли более ста тысяч человек.
Эвакуация прошла так быстро, как то было возможно. Оргаизовать ее получилось без дополительных сложностей, которые могла вызвать паника среди людей, ставших жертвами ЧП.