На смерть сатирика: как жил и творил «дежурный по стране» Михаил Жванецкий
Михаил Михайлович скончался на 87-м году жизни.
Днем СМИ сообщили печальную новость – на 87 году жизни скончался писатель-сатирик Михаил Жванецкий. Известно, что Михаил Михайлович долго болел – несколько лет назад у него диагностировали онкологическое заболевание. Знаменитость лечился не только в России, но и на Западе: в какой-то момент это принесло свои плоды и ему стало легче. В прошлом месяце Жванецкий и его окружение рассказали о том, что он прекращает гастрольную деятельность – не только из-за возраста, но и из-за пандемии.
Вечером прошел слух, что причиной смерти Михаила Михайловича стал коронавирус, но его директор опроверг эту новость. Правда, он также добавил, что прощания со Жванецким не будет – опять-таки, из-за пандемии.
В социальных сетях спорят о том, что смерть великого Жванецкого комментируют различные юмористы – Регина Дубовицкая, Леон Измайлов, Ефим Шифрин. При этом сам писатель юмористом себя никогда не считал и держался, что называется, около тусовки. В числе его близких друзей были Роман Карцев, Алла Пугачева, Максим Галкин, Семен Альтов – то есть все те люди, которые находятся несколько выше юмористических программ, типа «Аншлага» и прочих. И ставить его в один ряд с такими людьми – не совсем корректно.
Фото: Andrei Ladygin/Russian Look
Действительно, Жванецкий – это своеобразная глыба в истории российской культуры. О нем говорят: «Знал Россию так, как не знал ее никто». У Михаила Михайловича было острое чувство прекрасного – он умел подмечать это в мелочах. Скажите, ну разве можно не восхищаться его фразами «никогда не женись на женщине, с которой можно жить. Женить на той, без которой жить нельзя», или «мало знать себе цену – нужно еще и пользоваться спросом».
Боевое крещение он прошел в Одессе – славном городке, который славится своим юмором. Там, что называется, закалялась сталь, которая позже вылилась в знаменитый «Одесский пароход». Но настоящее призвание Жванецкий получил в Ленинграде, куда приехал по приглашению Константина Райкина. Сначала он стал завлитом, а затем начал выходить на сцену. Коренные ленинградцы помнят, как на выступления сатирика было не попасть. И уже очень скоро слава о даровании дошла до всего Советского союза.
Жванецкий был столпом своего времени – с ним хотели дружить все, но он мало кого подпускал. Но уж если подпускал, то дружил годами. Известен случай, который произошел со Жванецким и Барышниковым. Прославленный танцор приехал на гастроли в Ленинград, но остановиться было негде, и он попросился на ночлег к Жванецкому, который в то время жил на Ленинском проспекте – достаточно отдаленном районе даже по нынешним временам. И вот, приезжал великий Барышников к Михаилу Михайловичу раз, другой… А затем через какое-то время случилась известная история с бегством из страны. После падения железного занавеса Жванецкому удалось оказаться в Америке, и, когда он вышел из самолета, то увидел афишу с танцором. Посмотрев на нее, он пошутил: «Эти ноги я где-то видел. Точно, у меня в спальне!»
Фото: Genrietta Peryan/Global Look Press
В США же Жванецкий познал любопытную вещь – что клубника, за которой он раньше ходил в лес, может быть круглый год. Потому что спросил в магазине: «А когда у вас появляется клубника обычно?» На что услышал: «Часов в 6 утра».
Подобных историй с Михаилом Михайловичем было великое множество. Сам он признавался, что обязан Ленинграду и всегда с радостью приезжал сюда на выступления. В 80-90-е сатирик с легкостью собирал громадный СКК «Петербургский», но даже в 2000-е и 2010-е его слава не затихала и на концерты в БКЗ «Октябрьский» всегда был переаншлаг.
Как уже говорилось выше, пока нет точных данных, где будет похоронен сатирик. И, скорее всего, нельзя будет провести с ним полноценную церемонию прощания. Но это и неважно, так как он будет жить всегда – в книгах, рассказах и афоризмах.