Тарифы выросли в 18 раз, а баки те же: что не так с "мусорной реформой" - Иваткина
После старта "мусорной реформы" прошло полгода, однако отходы по-прежнему вывозят на зловонные полигоны, а выкидывать их приходится все в те же баки, вовсе не для раздельного сбора мусора. Тарифы же в некоторые регионах выросли в 10-18 раз. Ведущая Царьграда Мария Иваткина считает, что реформу попытались продать под видом экологической революции, но пока ее эффективность не превышает 7%.
О том, что в стране началась "мусорная реформа", люди узнали сразу же, заглянув в свои коммунальные квитанции, говорит Мария Иваткина. В Ингушетии плата за вывоз мусора увеличилась в 18 раз, в Нижегородской области - в 17 раз, в Астраханской области - в 10 раз.
В программе "Индекс Иваткиной" ведущая Мария Иваткина рассказала, к чему это может привести.
Чиновники в дорогих костюмах под видом "мусорной реформы" фактически продают экологическую революцию. Но люди шепчутся, а иногда и в полный голос говорят о новом обременяющем налоге. И хорошо, если бы в каждом дворе установили современные контейнеры для раздельного сбора отходов, но это скорее исключение. Чаще люди видят всё те же мусорные баки, да еще и с горкой. И опустошив ведро, человек невольно думает: "А за что я плачу?" Но тут ему с голубых экранов говорят: платишь ты, дорогой, за суперсовременные технологии по мусоросортировке. Мусоросортировочные станции действительно строятся. Хорошие, дорогие. Ну а что бы нет - всё же за счёт жителей. Только эффективность небольшая.
"В одном из городов потрачено миллиард 700, в другом - 4 миллиарда 200, в третьем - миллиард 200. Всё это ложится на тарифы граждан. Но так же можно дойти - стены золотом выложить и переложить дальше на тарифы граждан. А мы спрашиваем на этих сортировочных станциях: какова ваша эффективность? Когда писались инвестпрограммы, они говорили, что 22%, но инженерные проверки показали, что эффективность 7-8%", - комментирует Альбина Дударева, председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды.
Эффективность низкая, зато планы на будущее - грандиозные. Так, например, Москва в перспективе будет продавать свой мусор регионам. Вы не ослышались, не просто свозить, как это происходит сейчас, а продавать.
Александр Василенко, член комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды:
"Москва сегодня на какие только ухищрения не идёт. Здесь в пределах МКАДа полигон сделать нельзя. Вот прошло уже полгода с начала действия мусорной реформы. С кем заключить договор? Мы, конечно, знаем о том, что в Швеции покупают отходы и везут их на переработку, и мы надеемся на то, что в Архангельске купят московские отходы, но это надо очень большую работу провести".
Для того чтобы у нас в стране заработал бизнес по продаже мусора, как это происходит в Швеции, нам ещё грести и грести, считает Иваткина. Пока, по её словам, у нас три кита: сбор, сортировка и переработка - находятся под толщей воды. Не позволяет им всплыть на поверхность "мусорная мафия".
"Эти люди не заинтересованы в том, чтобы из использованных пластиковых бутылок производили, например, наполнитель для пуховиков. Слишком много переделов. А можно просто установить шлагбаум при въезде на свалку и стричь с грузовиков деньги. Вот наша суровая действительность. И здесь, прежде чем повышать тарифы для населения, хорошо бы разобраться с предприимчивыми бизнесменами, которые в прямом смысле, делают деньги из мусора и блокируют проведение спасительной реформы. Не с того начали. Не с того. России нужна мусорная реформа. Кто же спорит? И неизбежно она будет сопряжена с повышением трат. Но люди должны понимать, за что они платят", - резюмирует ведущая.