Петербургский врач объяснила, как распознать у ребенка тяжелый посткоронавирусный синдром
Заведующая отделением для детей с COVID-19 Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета Светлана Баннова рассказала, как своевременно выявить у ребенка тяжелый посткоронавирусный синдром.
С прошлой весны, когда пандемия коронавируса в Санкт-Петербурге только набирала обороты, медики начали фиксировать педиатрический мультисистемный воспалительный синдром у детей. Впрочем, тогда речь шла о единичных случаях.
А вот во вторую осеннюю волну случаи ПМВС стали выявляться регулярно. Сейчас, когда заболеваемость в Северной столице начала стихать, мультивосполительный синдром у детей стали выявлять реже. Однако на свет вылезла неприятная особенность этого синдрома — отложенный эффект.
Еще одно название этого явления — Кавасаки-подобный синдром. Это связано с тем, что изначально детей госпитализировали с подозрением на синдром Кавасаки, который известен врачам еще с 1967 года. Однако позднее выяснилось, что они отличаются. С начала пандемии в Петербурге его выявили у 60 детей, в в Москве у 200.
Тем не менее в обоих случаях речь идет о слишком сильном ответе иммунной системы на инфекцию. Другими словами антитела атакуют клетки, в первую очередь, кровеносных сосудов. А это грозит проблемами с сердцем. В отличие от нынешнего синдрома, синдром Кавасаки провоцирует аневризмы. А осложнение коронавируса — воспаление коронарных артерий. Специалисты полагают, что ПМВС — это тот же цитокиновый шторм, просто у детей он отложен по времени.
Как заявила в разговоре с «Доктор Питер» Светлана Баннова, заведующая отделением для детей с COVID-19 Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, этот синдром проявляется спустя месяц-полтора после коронавируса, но ПЦР-тест его обнаружить не может.
Мультисистемный синдром развивается на фоне новой коронавирусной инфекции, как правило, на поздних сроках и может проявляться даже спустя месяц-полтора после перенесенного заболевания. Это не постковидное осложнение, а одна из тяжелых форм новой коронавирусной инфекции. При этом методом ПЦР вирус не обнаруживается, — заявила врач.
На данный момент он недостаточно изучен. В связи с чем врачи не могут сказать со стопроцентной точностью, чем именно вызвана гиперреакция иммунной системы, а также почему чаще всего он проявляется у тех детей, которые перенесли COVID бессимптомно. Также на данный момент не существует четких критериев лечения.
К ранним симптомам ПМВС относят лихорадку, сыпь и боль в животе. По словам Светланы Банновой, эти симптомы могут наблюдаться в течение недели, а то и двух.
У некоторых пациентов обращает на себя внимание ярко выраженная абдоминальная симптоматика — дети жалуются на боль в животе, которая может отдавать и в правое, и в левое подреберье, эпигастрии. И очень многие думают, что это кишечная инфекция, потому что на фоне абдоминального синдрома могут быть нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта в виде тошноты, рвоты, диареи, — отметила Баннова.
По словам эксперта, сыпь может проявляться самая разная — у каждого ребенка индивидуально. Кроме того, о наличии ПМВС могут говорить воспаление и отеки глаз, слизистых, малиновый язык и яркие губы.
В случае ПМВС самое страшное — это упущенное время. Именно оно, по словам медиков, может стать причиной фатального исхода. Первая гибель от ПМВС в России была зафиксирована в конце мая прошлого года. От синдрома скончалась двухлетняя Маша, которая была до столкновения с этой бедой совершенно здоровой, без каких-либо патологий и болезней.
Уважаемые читатели Царьграда!
Если вам есть чем поделиться с редакцией Царьград Санкт-Петербург, присылайте свои наблюдения, вопросы, новости на электронную почту spb@Tsargrad.TV