Крушение русской "Луны-25": Версии, причины, факты
Станция "Луна-25" перешла на нерасчётную орбиту, столкнулась с Луной и потерпела крушение, официально сообщает Роскосмос. Но, несмотря на падение станции, сама лунная программа России продолжается. Разберём детали ЧП и дальнейшие перспективы программы.
11 августа ракета "Союз 2.1б" с разгонным блоком "Фрегат" и установленной на нём "Луной-25" стартовала с космодрома "Восточный". Через несколько минут "Фрегат" вышел на орбиту Земли, а через 1 час и 20 минут после старта он направил станцию на траекторию перелёта к Луне.
Россия не отправляла к Луне корабли почти 50 лет, и запуск станции - важное событие. Однако, увы, "Луна-25" потерпела крушение. 19 августа на станцию выдали импульс для перехода на предпосадочную эллиптическую орбиту. А в 14:57 связь с "Луной-25" прервалась, следом Роскосмос официально объявил о крушении аппарата. Выяснением причин потери станции займётся специально созданная межведомственная комиссия.
Версии экспертов
Изначально, когда только сигнал от "Луны-25" пропал, эксперты ещё надеялись, что со станцией всё в порядке.
Например, телеграм-канал о космических исследованиях "Южный полюс Луны" писал, что наиболее вероятным направлением движения станции по орбите Луны является район северного полярного региона, который в определённый момент становится невидим с Земли:
Так что фразы, что после коррекции станция перестала общаться с Землёй, сами по себе пугать не должны, так и должно было быть. И на связи она могла появиться примерно через час (период обращения порядка 118 минут).
Но "Луна-25" так и не появилась.
Историк космонавтики Александр Железняков в беседе с Царьградом указал, что версий произошедшего много. Например, есть версия, что в станцию попал микрометеорит, который вывел её из строя. Хотя эта версия кажется ему маловероятной.
Возможно, был сбой в системе управления или системе ориентации,
- предположил эксперт.
И потом, вчера - 19 августа - на станцию выдали импульс для перехода на предпосадочную эллиптическую орбиту. Это также могло отразиться на курсе станции, и она могла упасть на поверхность спутника.
Возможно, и отказ работы двигательной установки. Можно разные версии выдвигать, но это будет гадание на кофейной гуще. Мы сможем точно узнать, когда Роскосмос сам разберётся в той информации, которая имеется, и придёт к какому-то выводу, что же могло произойти,
- рассуждает Железняков.
Что дальше?
Итак, "Луна-25" разбилась. Это печальный факт, но таково реальное положение вещей. Космос может быть непредсказуемым, но из-за одной неудачи нельзя отказываться от всей лунной программы.
В этот раз не получилось - получится в следующий раз. Нельзя прекращать эту программу (лунную - прим. ред.) из-за одной неудачи. В советское время у нас тоже было множество неудач прежде, чем мы начали мягко прилунять наши станции, выводить на окололунную орбиту. Были у нас и луноходы, была и доставка лунного грунта на Землю, но всё это тоже произошло не сразу, не с первой попытки. Поэтому нужно, конечно, с сожалением относиться к тому, что произошло со станцией "Луна-25", но понимать, что останавливаться на этом нельзя. Мы должны продолжать исследовать Луну. Мы должны продолжать готовить новые лунные станции. Может быть, порядок их подготовки изменить, их конструкцию или программу, но не прекращать ни в коем случае,
- подытожил историк космонавтики Александр Железняков.
Да, противники России будут злорадствовать. Да, западные медиаресурсы будут мусолить эту тему со всех сторон, продвигая свою повестку. Будут даже говорить, мол, "а была Луна?". Россия должна оставаться спокойной и делать своё дело. Как сказал политический обозреватель Царьграда Андрей Перла, важно помнить три вещи:
1. В мире нет и пяти стран, которые могут послать корабль к Луне. Россия может. 2. Первый блин часто бывает комом - а мы к Луне не летали больше 40 лет. 3. Космическая программа России существует и в целом очень успешна, несмотря на войну, санкции и крики с Запада про бензоколонку,
- указал Перла.
Так что надо спокойно выяснить причину крушения, сделать вывод и запустить следующую лунную станцию. Продолжить нашу программу. Как весьма точно подчеркнул Перла, "на пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы".