Засекреченная «таблетка от рака»: Конспирология или реальность?
Андрей Пылёв, врач-онколог и главный врач «Европейской клиники», рассказал Царьграду, как обстоят дела с поиском эффективных лекарств от онкологических заболеваний
Царьград: Наших читателей и зрителей интересует вот какой момент. Мы все боремся с раком давно, но почему так и нет эффективного лекарства, условно говоря, эффективной «таблетки» или вакцины от этой болезни? При гораздо более низком уровне развития науки люди победили оспу, чуму, массу других заболеваний. А здесь что - научный тупик или определённое противодействие?
Андрей Пылёв: Противодействие со стороны кого?
Ц.: Со стороны фармацевтических компаний, которые в случае появления более-менее надёжного средства от рака потеряют огромные прибыли. Ведь рынок противораковых лекарств – как относительно эффективных, так и чисто паллиативных – огромен. Или всё же нам не хватает научных возможностей?
А.П.: Нам – может быть, но в Америке-то возможности совершенно точно есть.
Онкология в России. Кто кого?
Уже давно ходит вот эта интернет-байка, что лекарство от рака давным-давно изобретено, но бессовестные мерзавцы из фармкомпаний сознательно его не выпускают на рынок, чтобы зарабатывать деньги на препаратах, которые дают лишь краткосрочный эффект и краткосрочное улучшение. Но это всё полная чушь.
Просто онкологические заболевания принципиально отличаются от целого ряда других. Опухолевая клетка имеет определенные дополнительные свойства, неконтролируемый рост и неконтролируемое деление, и этим отличается от обычной. Происходит инвазия в другие органы и структуры. И воздействовать на этот процесс крайне сложно.
Раковая клетка. Фото: www.globallookpress.com
Сейчас мы имеем ряд лекарств-агентов, которые могут по тем или иным причинам оказывать краткосрочный эффект. Но спустя какое-то время любой препарат перестает работать, появляются новые факторы, новые вводные, которые тоже вступают в силу, – и опухолевая клетка продолжает делиться. Именно поэтому, собственно, любая лекарственная терапия позволяет получить эффект лишь на какое-то время.
Можно ли победить рак?
Сейчас появилась иммунотерапия, которая работает принципиально по-другому, и эффект от неё более долгосрочный, но тоже, к сожалению, предельный. Более того, когда опухоль, допустим, хирургически удаляется - удаляются лишь видимые проявления заболевания. Причины и предпосылки возникновения болезни всё равно сохраняются, опухолевые клетки всё равно циркулируют в крови. И спустя какое-то время – не всегда, но часто – возникает рецидив. Именно поэтому с этой болезнью бороться намного сложнее, чем со всеми остальными.
Но наука не стоит на месте: принципы и подходы к лечению целого ряда заболеваний принципиально поменялись за последнее время. Те из них, что считались абсолютно безнадёжными ещё десять лет назад, сейчас уже не то что успешно лечатся, но по крайней мере алгоритм, медиана выживаемости радикально поменялись.
Фото: www.globallookpress.com
Ц.: Но в перспективе, через десять, двадцать, пятьдесят лет, может быть создан какой-то препарат, та самая таблетка или вакцина?
А.П.: Теоретически - да. Но опять же никогда не будет универсальной таблетки. Это может быть значительная группа препаратов, которые, так же как сейчас, смогут работать лучше и лучше.
Профилактика онкологии будет, а привычных анализов нет
Ц.: А что нам для этого надо? Больше вкладываться в разработки, в медицину?
А.П.: Безусловно. Это наука.
Ц.: То есть «таблетка от рака» – во многом вопрос государственного финансирования?
А.П.: Это очень многофакторный процесс. Должны быть и деньги, и кадры, должно быть образование и многое другое. К сожалению, ни одного из перечисленных факторов в Российской Федерации в должном объёме сейчас нет.
На данном этапе наша задача хотя бы просто внедрять те вещи, которые есть в мире. Но мы даже на государственном уровне и этого толком сделать не можем. Так что нам ещё работать, работать и работать.