Поместный Собор 2009 года: 10-летие новой эпохи в истории Русской Церкви
На открывшемся 27 января 2009 года Поместном Соборе был избран новый Предстоятель Русской Православной Церкви – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Нашим Собором руководил Дух Святой. Мы единомысленно исповедали православную веру в Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20)... Сам дух этого Собора и явная боговдохновенность его решений позволяют нам сказать о том, что мы совершили, словами отцов Апостольского Собора: «Изволися... Святому Духу и нам» (Деян. 15:28)! И обратить друг ко другу так хорошо знакомое нам братское приветствие: «Христос посреде нас! И есть, и будет!
Эти слова митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, на тот момент уже избранного и наречённого Патриархом Московским и всея Руси, завершили работу Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года – события новейшей церковной истории, о котором уже немало написано, но его подлинное историческое значение откроется ещё нескоро. Как и тот Промысл Божий о Русской Церкви, который осуществился в те два январских дня, когда в Москве в Храме Христа Спасителя свыше 700 соборян – епархиальных и викарных архиереев, представителей белого духовенства, монашествующих и мирян – избрали 16-го Предстоятеля нашей Церкви.
Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Фото: patriarchia.ru
Конечно, человеку светскому может показаться: ну и что, мало ли выборов проходит в нашей стране, включая даже самого высокого уровня – главы государства. Однако Поместный Собор, как и вообще принцип церковной соборности, очень сильно отличается от демократических принципов и институтов, как бы их ни пытались смешать иные либеральные публицисты. А потому на примере последнего в церковной истории Поместного Собора предлагаю разобраться, в чём же заключается суть этого события.
Поместный Собор 1945 года: историческая правда и антицерковные домыслы
Соборность как принцип
В одной из главных христианских молитв – «Символе веры», содержащем в себе краткую формулу всего нашего вероисповедания, за каждой православной литургией помимо прочего провозглашается: «Верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». В изначальном понимании речь идёт о «соборности» как о «вселенскости». С течением времени в Русском Православии это понятие стало трактоваться шире, появилось понимание русской соборности, которое митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), один из самых ярких архипастырей второй половины XX века, трактовал следующим образом:
В ... стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу – истоки русской соборности, "собранности" вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем долге. Соборность – это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении посильно приблизиться к Богу, "обожиться", "освятиться", воплотить в себе нравственный идеал Православия.
Что же касается соборного принципа внутреннего церковного устройства, то он был присущ Церкви изначально. Так, Сам Христос на собраниях со Своими учениками даровал нам основы нашей веры, на Иерусалимском Апостольском Соборе середины I столетия эти основы были закреплены для проповеди среди язычников, а на Семи Вселенских Соборах IV – VIII веков были установлены догматические и канонические основания православного христианства.
Впоследствии в каждой Поместной Православной Церкви стали проводиться свои Поместные Соборы. Далеко не всегда в них участвовали миряне (что нисколько не умаляло их соборности), но начиная с Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов этот принцип неукоснительно соблюдался. И потому на Соборе 2009 года около четверти участников были мирянами.
Фото: patriarchia.ru
Подчеркну, канонически это не является обязательным, но сам факт активного участия в решении важнейших церковных вопросов всех верных чад Церкви, вне зависимости от сана, чина и даже пола, лишний раз подтверждает «единство народа в исполнении христианского долга».
Поместный Собор: Смерть во имя жизни
Предсоборные страсти
Кончина приснопамятного Патриарха Алексия II не была неожиданностью: Святейший Владыка в последние годы своей земной жизни много болел, хотя до последнего совершал множество богослужений, а предпоследний, 2007 год, увенчался важнейшим событием – воссоединением Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В этом великом деле было немало как личных трудов Патриарха, так и его помощников, первым среди которых был глава Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. И именно владыка Кирилл после упокоения Его Святейшества был избран Местоблюстителем Патриаршего Престола.
Фото: patriarchia.ru
В том, что именно митрополиту Кириллу было суждено возглавить Церковь в предсоборный период, была велика роль тех, кого нередко именовали «старыми синодалами». Митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) и Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) стали архиереями еще в далёкие 1960-е. Именно на их глазах возрастал наш сегодняшний Предстоятель, а потому прекрасно понимая, что, несмотря на их колоссальный опыт, им будет уже непросто управлять Церковью, они возложили бразды правления на ещё относительно молодого по церковным меркам архипастыря – 62-летнего владыку Кирилла.
Профессор Николай Лисовой: «В 1948 году Русская Церковь напомнила миру, где находится Третий Рим»
У Смоленского и Калининградского митрополита в те дни практически не осталось серьёзных конкурентов. Тем не менее в течение нескольких недель далёкие от Церкви СМИ пытались навязать интригу: якобы и кто-то из «старых синодалов» в любой момент готов составить конкуренцию, и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), по многочисленным свидетельствам, человек исключительной порядочности и верности Церкви, пытается возглавить «консервативную» оппозицию митрополиту Кириллу.
С другой стороны, по сути, против митрополита Кирилла сыграл небезызвестный диакон (ныне – протодиакон) Андрей Кураев. Только несколько лет назад он превратился в радикального диссидента, а тогда с таким же рвением, с каким сегодня хулит священноначалие Русской Церкви, агитировал за Патриаршего Местоблюстителя. Делая это настолько топорно и хамски, что сам владыка Кирилл пригласил его и попросил воздержаться от пропаганды и агитации. Автор этих строк в те дни активно выступал против предвыборных страстей, которые просто закипали в либеральных СМИ и блогосфере (в основном в «Живом журнале»), и в декабре 2008 года написал следующее:
Одни "политправославные" настолько навязчиво и беспардонно агитируют за Патриаршего Местоблюстителя, что раздражение в их адрес неизбежно экстраполируется на владыку. Другие продолжают извергать хулы, ворошить всевозможные сплетни и настаивать на выборах Патриарха жребием, ссылаясь на Промысл Божий, но надеясь явно не на оный, а на банальную теорию вероятностей. Однако избрание Патриарха – это не "Спортлото" и не выборы президента. Действительно, ничего на этом свете не происходит без Божьей Воли. А потому мы хоть с нетерпением, но смиренно ждём Поместного Собора и любого соборного решения относительно избрания Предстоятеля нашей Церкви.
Фото: patriarchia.ru
Но, несмотря на столь банальные «предвыборные страсти», бушевавшие накануне Собора, на его ходе и решениях они никак не сказались. Уже на первом соборном этапе стало ясно, что в Русской Церкви на уровне епископата уже существует вполне определённое общее мнение. Так, на предварявшем Поместный Собор Архиерейском Соборе тайным голосованием из числа правящих архиереев Русской Православной Церкви, достигших 40 лет, были избраны три кандидата на Патриарший престол. Ими стали:
- митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (97 голосов);
- митрополит Калужский и Боровский Климент (32 голоса);
- митрополит Минский и Слуцкий Филарет (16 голосов).
Консервативное обновление: Исторический шанс Русской Церкви
«Приемлю, благодарю, и нимало вопреки глаголю»
А уже в первый день Поместного Собора, 27 января 2009 года, 73-летний митрополит Филарет (Вахромеев) взял самоотвод в пользу владыки Кирилла. С этого момента уже всё было ясно, хотя результаты голосования удивили даже тех, кто ни минуты не сомневался в личности будущего Предстоятеля. Как сообщил председатель соборной счётной комиссии митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор, по итогам голосования Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл получил 508 голосов, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент — 169 голосов.
Сразу после этого прозвучал традиционный вопрос владыке Кириллу о принятии избрания. Его озвучил митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Ответ был столь же традиционен (ранее он звучал из уст многих других Предстоятелей): «Избрание меня Патриархом … приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю», после чего состоялась церемония наречения нового Патриарха, по завершении которой избранный и наречённый Предстоятель произнёс очень глубокие слова:
Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несёт. Принимая от вас изъявление воли Божией, прошу прощения за мои слабости, прошу помогать мне своим советом, прошу быть рядом со мной в несении Патриаршего служения. Но более всего прошу ваших молитв...
Патриарший Местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Фото: patriarchia.ru
Столетие восстановления Патриаршества
Началась новая эпоха в жизни Русской Церкви, и тот Патриарший Крест, о котором сказал наш Святейший Владыка в день своего избрания, оказался поистине огромен. Ведь эпоха Патриарха Алексия II ещё была временем «Второго Крещения Руси», когда после двух столетий нелёгкой синодальной эпохи и семи десятилетий советских гонений Церковь впервые оказалась по-настоящему свободной. Эпоха же Патриарха Кирилла стала временем новых столкновений, когда антицерковные силы осознали важность консолидации перед лицом деятельного Предстоятеля, и сначала значительно усилили информационную войну против Русской Православной Церкви, а затем превратили её в полномасштабные боевые действия, которые в последнее время мы видим на Украине.
«Днесь благодать Святого Духа нас собра»
Нет сомнений: участниками Поместного Собора 2009 года руководил Святой Дух, они были лишь исполнителями Божия Промысла. И сегодня многие из них, вспоминая события 10-летней давности, убеждены, что это церковное собрание было образцом единения и ответственности всей полноты Русской Православной Церкви. Так, глава Бельцкой и Фэлештской епархии Православной Церкви Молдовы епископ Маркелл (Михэеску), входивший в состав соборной Счётной комиссии, в эксклюзивном комментарии телеканалу «Царьград» особо подчеркнул:
Накануне Собора недруги Церкви распространяли вводящую людей в заблуждение информацию, будто избрание нового главы Русской Православной Церкви – не экстренная задача, и потому может подождать, что надо переключиться на более важные, насущные проблемы экономического и социального характера. Несмотря на это, священнослужители и миряне нашей Церкви сохранили единомыслие и целеустремлённость и, с Божьей помощью, справились с предстоящей задачей. Освящённый Поместный Собор 2009 года избрал Патриархом Московским и всея Руси Святейшего Кирилла, который как мудрый кормчий ведёт корабль Русской Православной Церкви к тихому пристанищу.
Фото: patriarchia.ru
Другому участнику Поместного Собора 2009 года – ректору Поволжского православного института Святителя Алексия Московского, члену Общественной палаты России протоиерею Димитрию Лескину – больше запомнился сам соборный дух, который и позволил соборянам свершить «большое всецерковное дело»:
Собор и соборность: к 100-летию начала новой эпохи
«Поместный собор Русской Православной Церкви 2009 года стал для меня одним из самых запоминающихся событий: два дня молитвы, соборного единения и чувства сопричастности большому всецерковному делу – избранию Предстоятеля Русской Православной Церкви. Всякий церковный Собор призван быть тем центром собирания, в котором сосредотачиваются главные чаяния и устремления миллионов чад, - возможность обсудить назревшие вопросы, посмотреть друг другу в глаза, помолиться вместе всем соборным делегатам: правящим епископам, священникам, монашествующим и мирянам. Так было и в 2009 году. В какой-то момент мы реально ощутили, что "днесь благодать Святого Духа нас собра"...»
Прошло 10 лет. Срок очень маленький для церковной истории, но в пределах жизни одного поколения уже довольно значимый. Конечно, ещё слишком рано подводить итоги, эпоха Патриарха Кирилла продолжается. Тем не менее, за последние годы стало ясно: Русская Церковь стала не просто важнейшим социальным институтом, но и начала формировать собственную повестку дня.
Фото: www.globallookpress.com
Всё это не даёт покоя церквеборцам всех мастей – от леваков-коммунистов до либералов-западников. И то, что последние, несмотря на видимые идеологические различия, всё активнее сплачиваются против нашей Церкви и её Предстоятеля, должно напоминать каждому из её верных чад, что только соборно мы можем противостоять новым гонителям. А учиться этой соборности мы можем и должны не только на страницах житийной литературы, но и на примерах наших современников, в том числе – соборян 2009 года.