Критическая ошибка: Закат бизнеса на продаже софта
Softkey когда-то была крупнейшей компанией по продаже софта в России. Теперь же она получает десятки судебных исков из-за неисполнения требований. Что будет с компанией в частности и с продажей софта в целом?
Самое большое требование на сегодня - 264 млн руб. - предъявила "Лаборатория Касперского". При средней цене в 1500 рублей за дистрибутив общая сумма копий может составить до 176 тыс. штук.
Обещанного 3 года ждут: Что покажет Apple осенью
Согласно "СПАРК-Интерфаксу", к компании в целом 119 требований почти на 500 млн рублей. После Касперского вторым стал дистрибьютор "Монт" с двумя исками на общую сумму в 120 млн рублей.
Сами проблемы, по словам генерального директора компании Феликса Мучника, складываются из-за четырехлетнего падения рынка софта. Зиждется подобная позиция и на обрушении рубля, и на росте пиратства во всех секторах. В прошлом году гендиректор заявлял, что более 80% продаж софта в компании относятся к B2B-сектору.
Но среди проблем можно и нужно выделить не только кризис как таковой. Есть несколько магистральных проблем, которые роняют рынок для компании.
Фото: www.globallookpress.com
Первая проблема — это импортозамещение. Дело в том, что это, безусловно, полезное направление напрямую влияет на бизнес компании. Потому как основные продажи идут в компании от зарубежных партнёров. Microsoft, Adobe и другие вендоры софта составляли крайне значимую долю в бизнесе компании. С новым трендом на импортозамещение западным компаниям придётся потесниться в корпоративном секторе, пусть и не сразу.
Новую же дистрибуцию отечественного софта наладить сразу не удалось по нескольким причинам.
Кто такие пираты, или что делать с нелегальным контентом
Во-первых, производители сами стали продавать свой софт. Сегодня это не самая маржинальная отрасль, поэтому компании решают самостоятельно продвигать свои программные продукты. Во-вторых, само операционное управление в компании не позволило перестроиться на новые рельсы - вызов времени и изменения на рынке для Softkey почему-то стали неожиданностью.
Поэтому импортозамещение не плохо само по себе. Оно просто изменило тренд рынка в России на продажу и использование софта. У западных вендоров поубавилось возможностей лоббирования установки всё большего числа копий своего софта.
Вторая причина падения — рост уровня пиратства во всех секторах. Сама компания оценивает, что 2/3 софта в корпоративном секторе, как минимум, в среднем и малом бизнесе, являются пиратскими. С кризисом в экономике 2014 года и далее эта доля росла. Оставшиеся возможности ставить не подписку на софт, а использовать отдельные копии программного обеспечения в работе, дали возможность взламывать защиту и распространять нелегальные копии рабочего ПО.
Фото: www.globallookpress.com
Да, законодательно много было сделано для борьбы с пиратством. Но всеобъемлющей такая правоприменительная практика не стала. Людей и компаний просто не сажали массово за "пиратки", чтобы по рынку уже окончательно пронеслось, что пора избавляться от нелегальных копий.
Третья причина, похоже, общемировая и наиболее разрушающая. Каждый более-менее крупный вендор начал выстраивать свою экосистему продажи и обслуживания софта. Тренд на мобильные платформы вообще очень сильно подкосил бизнес Softkey и им подобных.
Мобильные ОС могут исчезнуть? Почему IT-гиганты решили срастить настольные и мобильные операционные системы
Сколько-нибудь значимый рост, вообще рост с нуля до миллиардов долларов, произошёл именно на мобильных платформах. Apple c нуля создала этот рынок, а Google с Play Store создал практически монополиста в мобильных платформах по доле проникновения смартфонов среди потребителей.
Говорить, что это никак не повлияло на рынок — было бы несколько странно. Тем более всё больше корпоративного софта утекает в мобильные платформы. Начиная с CRM для сотрудников и телефонии, и заканчивая документацией для авиации, софта для учёта на складах и так далее. В подавляющем ряде случаев проще и выгоднее сделать относительно простое клиентское ПО и достаточно сложное серверное.
Ввод данных в корпоративные системы упрощается. Если же говорить о сверхсложных системах, вроде ERP, то это вообще не бизнес Softkey или Allsoft.ru. Этим уже занимаются интеграторы, то есть их материнские компании.
Фото: www.globallookpress.com
Но и на головном рынке продажей софта теперь не протолкнуться даже в Windows. Собственный магазин компании — это раз. Весьма удобно встроенный в систему. Когда деньги от потребителей идут напрямую в Microsoft.
Огромное количество оболочек для автоустановки и обновления, вроде Ninite или SetApp — это два. У Softkey появилось множество сильных и глобально работающих конкурентов. Тот же под macOS проект SetApp, когда вы платите $10 в месяц и получаете нужный набор софта по подписке — это тот самый передний край, через который и продаётся платный софт сегодня.
Компании удалось скопировать для разнородного софта модель Microsoft и Adobe. Такую оболочку Softkey для автоустановки мог разработать ещё 10 лет назад, чем запросто забрал бы себе весь рынок минимум в Рунете. Но компания делать этого не стала, не поймала тренд. Теперь лишь остаётся решать проблемы и срочно искать новую модель развития наряду с сокращением затрат.