Евросоюз требует британский Гибралтар в обмен на Brexit
Великобритания не желает расставаться со своей последней колонией в Европе
Евросоюз намерен включить вопрос о статусе британской заморской территории Гибралтар (на которую претендует Испания) в обсуждение условий выхода Великобритании из ЕС, и дать Мадриду право решающего голоса в этом вопросе. Это подтвердил министр иностранных дел Испании Альфонсо Дастис. Определение «шантаж» в прессе и дипломатических кругах по поводу складывающейся ситуации еще пока не прозвучало, однако, видимо, до этого уже недалеко. Лондон в свою очередь твердо намерен сохранить контроль над своим стратегическим эксклавом на Пиренейском полуострове после Brexit.
Гибралтар (второе название «Скала») находится на юге Пиренейского полуострова, включает Гибралтарскую скалу и песчаный перешеек, соединяющий скалу с Пиренейским полуостровом. Занимает стратегическую позицию над Гибралтарским проливом, соединяющим Средиземное море с Атлантическим океаном. Здесь находятся военно-морская и военно-воздушная базы Великобритании. В 1713 году по Утрехтскому мирному договору, навязанному Испании Англией и Францией, Гибралтар отошёл к Великобритании. В 1830 году был официально объявлен колонией. Испанцы в XVIII веке не раз безуспешно пытались отбить «Скалу». В 1964 году Гибралтар получил свою Конституцию, 1969 году было введено полное внутреннее самоуправление. Сейчас на его территории действует Конституция, принятая на референдуме в 2006 году, согласно которой законодательная власть принадлежит королеве Великобритании Елизавете II и парламенту Гибралтара. Население – 32 тысячи человек.
В телефонном разговоре с главой гибралтарского правительства Фабианом Пикардом британский премьер-министр Тереза Мэй заявила, что Лондон выпустит Гибралтар из-под своего контроля только с учетом воли жителей эксклава. Вот только воля эта какая-то неопределенная. В 2002 году 99% гибралтарцев в ходе референдума захотели остаться в составе Великобритании. И в то же время на референдуме по Brexit 95,9 процентов гибралтарцев проголосовали за то, чтобы остаться в Евросоюзе. А правительство Гибралтара заявляет, что будет добиваться особого статуса в Евросоюзе, в ответ Мадрид грозит всячески препятствовать этому.
Мадрид поступил бы глупо, если бы не будировал гибралтарский вопрос на фоне британского выхода из ЕС, такого удобного момента не было никогда за все годы борьбы за «Скалу». Вопрос о территориальной принадлежности Гибралтара вновь возник после того, как глава испанского внешнеполитического ведомства Альфонсо Дастис заявил, что Мадрид не согласится в ходе переговоров по выходу Великобритании из ЕС с условиями, которые не будут отвечать его позиции по Гибралтару. Предложение Испании – после Brexit установить в Гибралтаре совместный суверенитет между Соединенным Королевством и Испанией, который просуществует некоторое время, после чего должен быть восстановлен суверенитет Испании. После внесения в переговорный процесс по Brexit со стороны ЕС решения по Гибралтару могут приниматься только с согласия испанского правительства, это касается также и будущих взаимоотношений Европейского Союза и Соединенного Королевства.
Утратив в значительной мере пространство для маневра, Лондон апеллирует к позиции самих гибралтарцев. Из заявления Даунинг-стрит: «Мы не согласимся договариваться о передаче суверенитета, с которой Гибралтар не согласен. Мы остаемся в полной мере привержены совместным с Гибралтаром поискам наилучших условий по Brexit и будем продолжать всесторонне вовлекать их в этот процесс». А министр обороны Великобритании Майкл Фаллон в интервью ВВС заявил, что страна будет до конца защищать Гибралтар, так как его жители ясно заявили, что они не желают жить под управлением Испании.
В 1982 году премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, не колеблясь, отправила в Южную Атлантику экспедиционный корпус для того, чтобы отбить захваченные Аргентиной Фолклендские острова, где жило несколько сотен британцев. В Лондоне некоторые политики призывают Терезу Мэй в случае необходимости поступить точно также. Например, бывший лидер Консервативной партии лорд Майкл Ховард. В конце концов, Гибралтар ближе, народу там живет больше и стратегическая ценность неизмеримо выше фолклендской.
Военное столкновение Великобритании и Испании из-за Гибралтара – сценарий вроде бы невероятный. Однако еще несколько лет назад ситуация вокруг «Скалы» была очень близка к конфликтной. Летом 2013 года Мадрид ужесточил пограничный контроль на сухопутной границе с Гибралтаром, что немедленно вызвало напряжение между двумя странами. В начале ноября патрульное судно морской полиции Испании нарушило территориальные воды Гибралтара и эскортировало корабль ВМС Великобритании. При этом на требование покинуть территориальные воды испанцы не реагировали и действовали, как было отмечено в заявлении Министерства обороны Великобритании «в очень опасной и провокационной манере». Испанское судно ушло только после того как против него был послан британский боевой корабль Scimitar. По словам очевидцев, «пальцы были на курках, но, к счастью, выстрелы не прозвучали».
В общем, Тереза Мэй имеет хорошие шансы сравняться в «военной славе» с «Железной леди», если Лондон, Мадрид и Брюссель так ни о чем и не договорятся.