Доказано корью: Как прививки спасут вас и вашего малыша
Нужны ли медицинские прививки? По этому вопросу до сих пор ведутся горячие споры. Одни резко критикуют прививки как опасное инородное вмешательство в организм, другие же призывают сделать их обязательными. О том, нужно ли прививаться и зачем это делать, Царьград пообщался с ведущим научным сотрудником лаборатории патогенеза инфекционных заболеваний Максимом Гультяевым
«В Россию идёт эпидемия кори» - такими заголовками сейчас пестрят СМИ. Случаи заражения уже зафиксированы в Москве, Санкт-Петербурге и Ямало-Ненецком автономном округе. Из-за заражённых корью экстренно госпитализируют и вакцинируют сотни людей. В распространении заболевания винят непривитых – тех, кто или поленился, или отказался делать вакцинацию.
Надвигающаяся опасность активизировала в обществе споры о прививках. Одни считают, что делать их необходимо. Но даже в наше время много и тех, кто считает прививки опасным вмешательством в организм и не только сам отказывается от вакцинации, но и не прививает своих детей, отговаривает близких.
Российская трансплантология: Есть ли свет в конце тоннеля?
Царьград пообщался с ведущим научным сотрудником лаборатории патогенеза инфекционных заболеваний НИМСИ МГМСУ им. А.И. Евдокимова, кандидатом медицинских наук Максимом Гультяевым и выяснил, кто и почему сегодня выступает против прививок, зачем нужно их делать и как нужно вакцинироваться, чтобы это было безопасно и эффективно.
Царьград: Зачем нужны прививки и стоит ли их сделать обязательными?
Максим Гультяев: Как только мы что-то делаем обязательным, у нашего народа реакция с точностью до наоборот: ага, нас хотят лишить свободы! И так далее. Прививки на самом деле любые нужны, и их делать… будем избегать слова «обязательно», но скажем – очень желательно. Хотя, конечно, есть определённая категория лиц, которым те или иные прививки в данный момент делать нельзя или вообще существует медицинский отвод.
Фото: Anton Veselov / Shutterstock.com
Вообще что такое прививка? Это тренировка. Это тренировка на каком-то мёртвом материале: на мёртвых бактериях, вирусах, фрагментах этих возбудителей. Мы тренируем свой иммунитет для того, чтобы, когда придёт инфекционная волна, какая-то эпидемия, мы были подготовлены к войне с живым возбудителем. У нас уже к этому моменту появится определённое количество защитных антител в организме, наш иммунитет будет полностью готов, и мы сумеем либо стопроцентно отбиться от этой живой инфекции, либо отбиться в большей степени, и даже если заболевание возникнет, то оно будет протекать значительно легче, чем у невакцинированного человека.
Микробы пока побеждают: Когда у человечества закончатся антибиотики?
Ц.: Кто и почему сегодня выступает против прививок? Как можно ответить на аргументы этих людей?
М.Г.: Действительно, существует очень большое количество безумных мамочек, которые выступают против вакцинации детей, мотивируя это тем, что у новорожденных ещё не сложившийся иммунитет. Да, ребёнку труднее вырабатывать иммунитет, чем организму взрослого человека, с этим я соглашусь. Но, учитывая, что у ребёнка иммунитет вообще не готов к войне с живыми возбудителями, мы тем более должны его вакцинировать каким-то мёртвым материалом, для того чтобы его иммунитет был готов к борьбе с живым.
Почему? Маленькие дети у нас не сидят в стерильной среде. Мы с ними ходим в поликлинику, на детскую площадку, дети ходят в школу – то есть малыши общаются друг с другом даже более активно, чем взрослые, и риск заболеть у них, мне кажется, выше, чем у взрослого человека.
Москва в настоящий момент – это большой котёл, здесь очень много приезжих со всех частей света, которые на себе переносят те или иные возбудители. И учитывая контакт детей и взрослых – друг с другом, с людьми, которые потенциально могут что-то привезти, какого-то инфекционного агента, – риск заражения очень высокий. Поэтому, если есть вакцина от того или иного возбудителя, вакцинироваться не только можно, но и нужно.
Микробы в отпуск не уходят: Как не заболеть в офисе
Я считаю, что вести разговоры о том, что прививки – это вредно и плохо, – это действительно какие-то диверсионно-подрывные работы. В своё время некоторые мамочки мотивировали свой отказ от вакцинации тем, что в вакцины добавлялся стабилизатор одной из производных ртути. И они кричали, что вот, эпидемиологи травят наших детей ртутью. Я тогда не поленился и рассчитал, сколько же доз вакцины (по-моему, с АКДС я рассчитывал) нужно сделать, чтобы ребёнок действительно умер от отравления ртутью. Я нашёл эту летальную дозу ртути, пересчитал концентрацию, и у меня получилось, что за сутки он должен получить 150 тысяч доз. Ну это же нереально, это даже теоретически невозможно.
Ц.: Некоторые считают, что из-за вакцинации могут возникнуть осложнения или проявиться новые заболевания. Так ли уж безопасны прививки?
М.Г.: Знаете, у нас просто есть, так скажем, определённый элемент недодуманности. То есть вакцинировать начинают людей, когда уже поздно это делать, когда вокруг слякоть, хлюпает зимняя каша под ногами, и мы не успеваем нарабатывать нужное количество антител, а инфекция уже пришла, тот же самый грипп. То есть это нужно делать заранее, месяца за полтора-два до возникновения эпидемии. Тогда мы успеем наработать защитные антитела, натренировать наш иммунитет, и всё будет нормально. К приходу эпидемии мы готовы.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Опять же, мне не очень понятна ситуация, когда стоят автобусы около метро, куда каждый может зайти и привиться. Это бред. Человек, во-первых, когда вакцинируется, должен быть абсолютно здоров. Потому что, если в момент вакцинации он уже чем-то болен, его иммунитет, получается, разрывается на два фронта. С одной стороны, ему нужно воевать с живым возбудителем, а с другой, ему нужно нарабатывать защитные антитела, тренируясь на мёртвом возбудителе.
Да, ему сложнее, и тогда основное заболевание протекает гораздо хуже, гораздо тяжелее. То есть это тоже определённый элемент дискредитации вакцинации. Когда, допустим, у моего ребёнка в школе, грубо говоря, приносят банку этой вакцины и говорят: всем строиться, всем вакцинироваться. Есть ли медицинский отвод, аллергия – ничего не знаем. Всех вакцинировать, у нас приказ – банка должна быть использована. Ну это бред, полный бред.
Пятнадцать вредных привычек, от которых полнеют
То есть всё хорошо вовремя. И определённый процент людей в данный момент не может быть вакцинирован. Нужно какое-то время подождать, сделать прививку чуть позже, когда человек выздоровеет, и так далее. Если у него есть какие-то показания, скажем, он аллергик, то либо эту вакцину отменяют, но тогда нужно следить за своим здоровьем более тщательно и при малейших признаках заболевания быстро лечиться, либо поискать другую какую-то вакцину, в которой нет тех компонентов, на которые у вас аллергия.
То есть вакцинация должна проходить всё равно через медицинское учреждение, где сидит доктор, терапевт, который с тобой может поговорить. Выяснить, есть ли у тебя какие-то показания, противопоказания, чтобы с ним можно было посоветоваться о сроках вакцинации, выбрать ту или иную вакцину. Очень важно, чтобы вакцинация проводилась медицинским учреждением под руководством нормального медика.
Ц.: А если человек и без прививок не болеет, зачем ему прививаться?
М.Г.: Понимаете, это всё до поры до времени. Придёт какой-нибудь тяжёлый грипп, и обязательно он свалится, обязательно заболеет. Здесь нет такого, что человек отбивается от всех инфекций. На иммунитет влияет множество факторов. Те же самые стрессы, тяжёлая физическая нагрузка очень здорово снижают иммунный ответ организма. И если в этот момент придёт эпидемическая волна, человек обязательно заболеет. Поэтому вакцинация – это хорошая штука, она позволяет нам защититься от возбудителя, прикрыть ещё один фронт.
Весна – пора любви, цветов и... аллергии
Ц.: Часты ли случаи, когда вакцинация вызывает тяжёлые побочные эффекты?
М.Г.: Эти случаи очень редки. А вот риск тяжёлой формы заболевания значительно выше. Наша медицина, и вообще мировая медицина, защитилась от таких опасных инфекций, как, например, чёрная оспа. Мы забыли, что это такое, забыли, как это страшно. Мы забыли, что такое полиомиелит, – у нас прекрасная вакцина, которую сделали, кстати говоря, у нас в стране, и весь мир ею пользуется. Есть такой австралийский писатель Алан Маршалл, у него есть превосходная книга – «Я умею прыгать через лужи». Про мальчика, который как раз заболел полиомиелитом, как это было трудно и тяжело. Вот когда читаешь эту книгу – действительно становится страшно. А мы с помощью вакцинации от этой инфекции защитились полностью. У нас этих случаев практически сейчас нет. То есть всё познается в сравнении. Если бы мы видели, как это всё страшно, тогда бы и не было болтовни по поводу того, что вакцинация не нужна.
Ц.: Если делать вакцинацию, то есть ли разница между отечественной и зарубежной вакциной? Какая лучше?
М. Г.: По поводу изготовителей вакцины. Вот, говорят – наши вакцины грязные, буржуйские чистые. Понимаете, здесь нужно рассчитывать каким образом. Наши вакцины делаются из тех штаммов возбудителя, которые есть у нас, с чем мы здесь столкнёмся. Какие-то иностранные вакцины делаются из тех штаммов, которые у них чаще встречаются. Поэтому если говорить о выборе вакцины, не сочтите это за рекламу, но я, например, стараюсь брать нашего производителя. Именно по той причине, что делается она из нашего сырья, с которым я здесь столкнусь.