Дело Трегуба: ФМС дала надежду ополченцам и активистам Русской Весны
ФМС предоставила временное убежище находящемуся под угрозой депортации из России ополченцу из Винницы Николаю Трегубу. Это может стать первой ласточкой по преодолению нашей страной такого позорного явления, как выдворение патриотов Русского мира на расправу постсоветским этнократическим режимам
Почему русские стали бросать своих на войне
Двадцативосьмилетний парень Николай Трегуб, за плечами которого кулачно-палочные бои с боевиками запрещённого в России "Правого сектора" в Киеве, с вооружёнными до зубов украинскими нацбатами в окрестностях Славянска, бронированными легионами ВСУ на Донетчине в составе легендарной "Спарты", уже три месяца сидит в СИЗО подмосковного Егорьевска. Сидит, словно какой-то преступник, хотя всё его "преступление" заключалось лишь в том, что после ранения он захотел получить убежище в большой России, которую защищал у её пределов. В родной же Виннице новый режим укоренился прочно, а родного брата-близнеца Николая сломали пытками и осудили на девять лет. Впоследствии в статусе беженца Трегубу отказывали несколько раз без объяснения причин, и вот уже когда городской Реутовский и Московский областной суды приговорили его к депортации на враждебную Украину, и молодой человек внутренне приготовился к самому худшему, стало известно, что ФМС-таки предоставило парню временное убежище.
У Трегуба появился шанс выйти на свободу
Вчера мы получили от УВМ «Котельники» документы, подтверждающие статус временного убежища для Николая Трегуба, и эти документы в самое ближайшее время мы отправим в Реутовский суд для пересмотра нашего дела",
— рассказал представляющий интересы ополченца руководитель Координационно-правового центра по вопросам военнопленных, политзаключённых и добровольцев "Война и мир" Андрей Седлов. По его словам,
это даёт много шансов на то, что в ближайшее время Николай будет на свободе. Естественно, подобное станет правовым прецедентом, весомым случаем к той судебной практике, которая у нас уже есть. А у нас уже есть как положительная судебная практика, так и отрицательная. Я надеюсь, что в ближайшее время, используя прецедент с Николаем Трегубом, мы будем обращаться через правозащитные организации в Верховный суд с просьбами дать соответствующие разъяснения по аналогичным случаям, чтобы таких проблем, как с Трегубом, ни у кого больше не возникало".
Если решение суда будет в пользу Трегуба, считает Седлов, а, скорее всего, это будет именно так, он дальше будет оформлять Разрешение на временное проживание (РВП), а затем либо по программе переселения соотечественников, либо по трудовому патенту сможет легализоваться. "Сейчас у нас на рассмотрении, помимо дела Николая, находятся еще четыре дела, связанных общей проблематикой, — рассказал правозащитник. — Это дело ополченца Сапожникова — экстрадиция по запросу Интерпола, дело Коржова — административное выдворение, причём этот человек сидит в той же камере, что и Трегуб, я специально добивался этого, поскольку подобное положение серьёзно упрощает моё общение с ними. Есть ещё ряд товарищей, я не хочу озвучивать их фамилии ввиду опасения за их безопасность и безопасность их родных и близких, которые находятся на оккупированных ВСУ территориях ДНР и ЛНР".
Фото: www.globallookpress.com
На расправу не выдадут точно
И всё-таки Россия — не США, к примеру. И, как верно заметил правозащитник, право в нашей стране непрецедентное. Потому следует ли уже сейчас, на этом этапе, считать, что спустя четыре года после начала событий Русской Весны негативную тенденцию удалось переломить и заставить неповоротливую и бесчувственную административную машину повернуться лицом к простому русскому человеку, идейному защитнику нашей русской правды? Этот вопрос "Царьград" задал председателю Союза политэмигрантов и политзаключённых Украины Ларисе Шеслер.
На мой взгляд, предоставление временного убежища Николаю Трегубу — это очень хороший сигнал, — считает общественница. — Потому что российское законодательство очень жёсткое само по себе и оставляет очень мало пространства для судов. Это приводит к тому, что если ранее в суде первой инстанции ополченец не получал снисхождения, то потом уже отменить предыдущее решение суда было чрезвычайно сложно. Что и случилось с Трегубом, который проиграл первых два суда по выдворению и последние два суда по принудительной депортации. В рамках ситуации, в которую попал Трегуб, решение миграционного управления по предоставлению ему временного убежища — самое оптимальное. Выдача человеку временного убежища подразумевает, что он не подлежит депортации с территории России. Теперь опротестовывать решения судов можно спокойно, не торопясь, дойдя вплоть до Верховного суда. А в это время Трегуб может совершенно спокойно, будучи на временном убежище, оформлять свои документы и дальше продолжать жить и работать на территории России, пытаться перейти на программу переселения соотечественников или получить разрешение на временное проживание, то есть остаться полностью в легальном поле. Можно ли сказать, что подобный выход будет оптимальным для всех ополченцев, политэмигрантов и беженцев? Этого сказать нельзя, поскольку каждое решение по предоставлению временного убежища — это уникальное решение и относится к каждому конкретному лицу".
При этом, по мнению председателя Союза политэмигрантов и политзаключённых Украины, миграционная служба в России в целом изменила отношение к ополченцам, в чём она убеждалась неоднократно на опыте собственной правовой деятельности.
Что-то изменилось
Например, есть ещё один ополченец из Донецкой области, который тоже приехал в Россию, и которого по решению суда также пытались депортировать. Но мы уже на первой стадии подали документы, ходатайство от Союза политэмигрантов, подтверждающие, что он ополченец, и суд признал его невиновным. Далее мы подали документы на временное убежище, и он это временное убежище получил, — рассказал Шеслер. — И мы видим, как беженцам и в Воронеже, и в Ямало-Ненецком автономном округе, которые обращались к нам, последнее время по нашему обращению в миграционную службу предоставлено разрешение на временное проживание. Миграционное управление понимает, что решение судов может повлечь тяжелейшие последствия, а ответственность понесут исполнители — именно Миграционное управление. Поэтому решение по Трегубу было таким — не опротестовывая решения судов, просто дать ему временное убежище".
Общественница уверена, что "дело Трегуба" послужит предупреждением российским судам о том, что подобные вопросы нужно рассматривать, не руководствуясь механическим подходом, а с учётом тех обстоятельств, в которые люди попали. Потому что когда миграционные законы принимались в 2003-м, 2008-м, 2009-м годах, не было проблем с Украиной, не было вала беженцев, не было ополченцев, воевавших в Донбассе. В то же самое время это и сигнал и Госдуме, что надо живее разворачиваться и решать проблему на законодательном уровне.
Заседание Госдумы России. Фото: www.globallookpress.com
В свою очередь, в разговоре с "Царьградом" адвокат МГКА "Гарант справедливости" Владимир Семчук дал более оптимистичный прогноз:
Несмотря на то, что право у нас не прецедентное, судьи, принимая решения, традиционно смотрят на постановления других судов, — объяснил свою точку зрения по вопросу юрист. — В схожих моментах при схожести аргументации это действительно может помочь. Если суд в итоге освободит Трегуба, то впоследствии в аналогичных процессах можно будет ссылаться на решение этого суда".
Выходит скорее победа, которая, возможно, позволит наконец перелистнуть эту откровенно позорную страницу отечественной истории. При том, что непонятным во всей этой ситуации остаётся одно: почему подобного решения нужно было ждать долгих четыре года, пережить сдачу СБУ ополченца Михаила Тарасенкова, смерть в застенках днепропетровской активистки Марины Харьковой? И кто в итоге ответит за загубленные жизни и навсегда угасшие надежды? Впрочем, мы, русские, незлопамятны, главное, чтобы справедливость восторжествовала. Здесь и сейчас.