Бессмысленный визит
Обама обещал греческим властям помочь со списанием долгов - за чужой счет, не разъяснив, каким образом
Первый этап последнего зарубежного турне уходящего президента США Барака Обамы - посещение Афин - завершен и проходил именно так, как и ожидалась. Встречи с греческими официальными лицами, переговоры, которые он в принципе уже был не уполномочен вести, раздача обещаний, которые его преемник Дональд Трамп не обязан выполнять, ужин в Президентском дворце, посещение Акрополя, очищенного по этому случаю даже от журналистов, выступление с банальной речью о демократии под защитой своей и греческой охраны в закрытом помещении Фонда Ставроса Ниархоса.
Ну, и разумеется, широкомасштабные протесты в Афинах и даже Салониках, куда американская "хромая утка" не залетала. То, что Афинам в отличие от 1999 года, когда туда приезжал президент США Билл Клинтон, не было нанесено в результате протестов левых, правых и профсоюзников столь же масштабного ущерба, объясняется двумя причинами: люди морально сломлены и смертельно устали от борьбы за существование в обнищавшей после банкротства Греции. А также тем, что организаторы визита благоразумно поселили Обаму и его присных на узком полуострове в отдаленном от центра пригороде - в отличие от Клинтона, который обосновался в центре Афин. Поэтому теперь поджигать город не было никакого смысла - главного зрителя на месте не оказалось. Жизнь афинянам очередной "планитархис" все-таки испортил: два дня центр столицы Греции напоминал осажденную крепость. Метро - не работало, многие улицы – заблокированы. Везде готовая разогнать недовольных дубинками и угостить слезоточивым газом полиция, агенты спецслужб обеих стран, снайперы…
Фото: Thanassis Stavrakis/АР/TASS
По плодам их узнаете их
Разумеется, переговоры в Афинах проводил не только Обама - не случайно ведь он захватил с собой "даму с печеньками" - вездесущую Викторию Нуланд, помощника госсекретаря по делам Европы и Евразии. Наиболее "деликатные", скажем так, обсуждения проводила в Афинах с греческими компетентными лицами именно она, но широкая публика узнает об этом лишь по делам. Если, скажем, вдруг у российских военных кораблей возникнут проблемы с заправками в греческих портах, как в Испании или на Мальте, или если вдруг переговоры о приобретении Россией салоникского порта и других объектов инфраструктуры в рамках греческой программы приватизации зайдут в тупик - значит Нуланд хорошо поработала.
Обама неисправим: слова, слова, слова…
Конечно, такого рода "низкие истины" Обаму не интересовали, не тот масштаб личности. Как всегда, он говорил в общем, без ненужной конкретики, демонстрировал благородство за чужой счет (Германии в основном, куда и отправился из Афин). А главное - славил на все лады демократию на ее исторической родине.
Пройдемся поэтому вкратце по темам взаимных обсуждений, которые стали достоянием гласности.
Свои встречи в Афинах Обама начал со своим греческим коллегой Прокописом Павлопулосом, представителем правоцентристской партии Новая демократия. Президент Греции не обладает значительной полнотой власти, это, скорее символическая фигура, что-то вроде конституционного монарха без короны. Поэтому он мог позволить себе быть откровенным и говорить с Обамой о том, что действительно волнует Грецию, и не был обязан поддакивать уходящему американскому президенту.
Президент Греции потребовал от Обамы прекратить войну в Сирии
Фото: Thanassis Stavrakis/АР/TASS
Павлопулос поднял проблему Кипра, высказавшись за ее "быстрое, справедливое и жизнеспособное решение, в соответствии с международным правом и европейскими институциональными завоеваниями". Он выступил за безусловное соблюдение при решении кипрской проблемы международного права и против дальнейшего нахождения на территории острова турецких войск, базирующихся там с 1973 года.
Президент Греции указал на безусловную необходимость соблюдения Анкарой Лозанского мирного договора, который установил современные границы Турции, в том числе с Грецией и Сирией, так как греки все больше опасаются за свои острова, некоторые из которых уже практически захвачены прибывшими из Турции нелегальными мигрантами, свои территориальные воды и воздушное пространство, которые турки регулярно нарушают.
Павлопулос призвал также США не давить на Афины из-за Македонии, вступление которой в НАТО блокирует Греция, поскольку "соседнее государство претендует на это название, что является ирредентизмом и означает изменение границ".
Ну и, наконец, самое главное для нас - президент Греции потребовал от Обамы прекратить войну в Сирии.
"Господин президент, чтобы защитить беженцев и остановить терроризм, война в Сирии и в регионе в целом должна быть прекращена. Это общая цель, которая требует гармоничного сотрудничества США, ЕС и России", - сказал Павлопулос.
Обама больше слушал греческого президента, чем говорил сам, собираясь с невеселыми мыслями после провала на президентских выборах в США Хиллари Клинтон для предстоящих переговоров с греческим премьером Алексисос Ципрасом и допросу со стороны журналистов на пресс-конференции. Хотя все это, собственно, не имело смысла - вот если бы на выборах в США победили демократы, тогда слова Обамы имели бы вес и хоть что-то значили для будущей американской администрации, а так…
Манера Обамы: щедр на обещания за чужой счет, и никакой конкретики
Фото: Pablo Martinez Monsivais/АР/TASS
Уходящий президент США во всех своих выступления в Афинах обещал грекам, что будет "продолжать говорить кредиторам Греции, что они должны принять меры, необходимые для устойчивости долга страны". Он также неоднократно поздравил премьер-министра Греции Алексиса Ципраса с проводимыми им антинародными реформами: "Продолжайте их и будете иметь поддержку со стороны США". По его мнению, "невозможно смотреть на меры строгой экономии просто как на стратегию".
И он прав - США не экономят, их стратегия состоит в печатании денег из воздуха, по потребностям, а если у Греции такой возможности нет, что понятно, пусть обращаются к немцам, они заплатят, Обама скажет об этом Меркель, когда окажется вскоре в Берлине.
Договоренностей по Кипру, полагает Обама, можно достичь за "недели или месяцы" - ничего более конкретного сказать он был не в состоянии. Тем более, что потребовать чего-то у турок у него возможности нет, особенно после провалившегося госпереворота, организованного турецкими сторонниками США и при их закулисной поддержке.
Затронули стороны и энергетические проекты. По словам премьер-министра Алексиса Ципраса, обсуждалось "укрепление двустороннего торгово-экономического и делового сотрудничества - особо важные перспективы открываются для инвестиций в ряд секторов в Греции, таких как энергетика, туризм, исследования и технологии". Ципрас добавил, что говорил с Обамой "о важных проектах, которые сейчас реализуются для повышения роли Афин в энергетическом секторе", в частности, о Трансадриатическом газопроводе (ТАП), IGB (Интерконнекторе Греция-Болгария), и о "перспективах, которые предлагает новый газовый маршрут из Восточного Средиземноморья". Он также повторил требование Павлопулоса о неприемлемости нахождения на Кипре турецких войск.
Греческие собеседники Обамы пожаловались на миграционный кризис и то, что в стране застряли 60 тысяч нелегальных мигрантов, а Обама похвалил греков за гуманное к ним отношение, что в целом соответствует действительности, хотя многие мигранты, ожидавшие найти в Европе "золотые горы", с этим не согласны. Президент США также похвалил Афины за то, что обнищавшая Греция тратит на оборону не менее 2% ВВП, как всего лишь несколько натовских стран. Греки промолчали в ответ, что с удовольствием сократили бы свои военные расходы, если бы не страх перед Турцией.
Фото: Pablo Martinez Monsivais/АР/TASS
Разрекламированная речь о демократии оказалась жалкой
После того, как Обама посетил Акрополь, предварительно очищенный "по соображениям безопасности" от греков, иностранных туристов и журналистов, он выступил перед представителями греческой элиты с речью о демократии. Как ни странно, в этом нет теперь никакого противоречия: современная трактовка демократии на Западе означает, что это вовсе не власть народа и даже не власть большинства, а власть меньшинств над этим самым большинством, которое понимается как отсталое, непрогрессивное, контрреволюционное, расистское и даже фашистское. Иными словами, нуждается ради своего же блага в том, чтобы им управляли.
Обама предсказуемо заявил, что "для США очень важно поддерживать тех, кто верит в демократию", и это также было главной задачей его президентства. В качестве одного из примеров американский лидер привел… Украину, которая после организованного США и их западными союзниками кровавого госпереворота "имеет право выбирать свое будущее".
Демократией же уходящий президент попытался обосновать право Вашингтона на вмешательство в дела других стран: "В некоторых странах есть выборы, однако они не имеют демократии, так как в управлении не принимают участие все граждане. Нашей задачей как страны было везде поддерживать усилия тех, кто верит в управление демократическим путем". Диктат Вашингтона, как видим, он назвал "управлением демократическим путем".
Камешек в огород Трампа
Не удержался Обама и от того, чтобы не бросить камешек в огород Дональда Трампа: "Следующий президент США и я – очень разные люди… Но американская демократия больше, чем тот или иной человек". Он хотел тем самым сказать, что все будет по-прежнему: Вашингтон будет вмешиваться во имя демократии и свободы в дела других стран, и анонсированная Трампом эпоха изоляционизма, необходимая для того, чтобы США окончательно не захирели, никогда не начнется, и американцы будут и впредь заботиться о "безопасности Европы". На этой ноте и завершился визит "хромой утки" в Афины. Слова, слова, слова, одни слова и пустые обещания. Непонятно, зачем греки тратили свое время на то, чтобы все это выслушивать от человека, который хотя и вошел в историю, но только как великий политический неудачник? После которого Трампу придется "делать Америку великой снова".