«Аэрофлот» не смог отделить Камчатку от России. Но попытку мы запомнили
«Аэрофлот» и его дочерняя компания «Россия» возобновили продажу прямых билетов из Петропавловска-Камчатского на 2020 год. Скажем, 16 января можно улететь в Москву за очень скромные для такого расстояния 11 475 рублей. Разгоревшийся было конфликт исчерпан. Но проблемы никуда не делись
Малая родина навсегда
Россия — страна огромная и малонаселённая, и это накладывает отпечаток на управление ею. Порой складывается ощущение, что нам просто не хватает адекватных управленцев на квадратную версту: просыпаешься утром и не знаешь, в каком углу одной восьмой суши рвануло очередное гениальное решение.
«Чтобы было дешевле!»: Авиакомпания «Победа» хочет брать плату ещё и за регистрацию
В начале ноября тревогу забили на Камчатке. Выяснилось, что этот отдалённый полуостров, на котором нет железных дорог (да, представьте, на Сахалине есть, а на Камчатке — увы), с 1 января потеряет и воздушную связь с «большой землёй»: «Аэрофлот» и его сателлиты не открыли продажу билетов на 2020 год. Слова генерального директора компании Виталия Савельева о том, что бюджетные тарифы могут быть отменены в связи с убыточностью, не разошлись с делом. А резко повышать цены на перелёты с Камчатки бессмысленно: зарплаты на полуострове, конечно, высокие, но и стоимость жизни запредельная. Цены в магазинах зачастую намного выше московских.
Без билетов остались и другие города, но у них хотя бы есть транспортные альтернативы. У Камчатки — нет.
Фото: frantic00 / Shutterstock.com
При прекращении воздушного сообщения люди не могли бы выбраться с полуострова, поехать в отпуск, на лечение, не могли бы вообще попасть куда бы то ни было в новом году. Эффективные менеджеры давно отменили регулярные морские рейсы, разговоры о пароме до Владивостока ведутся в неспешном ритме, автодороги практически нет, и вот «Аэрофлот» замкнул замок камчатской тюрьмы. Потому что даже самая благословенная малая родина становится тюрьмой, если у тебя нет возможности поехать куда-то ещё. Осталась, правда, дыра в решётке под названием «Сибирь», но тарифы S7 выше, а перелёт в Москву разрывается долгой пересадкой в Новосибирске.
При этом курирующие ситуацию высокие чиновники и их VIP-гости не пострадали бы от прекращения полётов: их, как и прежде, будут возить на камчатскую охоту специально выделенные вертолёты. Простым смертным этот транспорт недоступен: цены начинаются от 30 тыс. рублей за час в воздухе.
Очень важная персона
Понятно, что транспорт — коммерческое предприятие, и тот факт, что вместо «Аэрофлота» на полуостров не рвутся другие авиакомпании, подтверждает убыточность данного направления.
Виталий Савельев — менеджер, несомненно, эффективный. Его нанимали не для решения политических задач, а для того чтобы коммерческая организация, группа «Аэрофлот», генерировала прибыль. Полёты в Петропавловск-Камчатский такой прибыли не приносят: когда государство компенсирует часть стоимости билетов, это ещё терпимо, но без такой помощи, как видим, перевозчики в очередь не строятся.
Есть только один нюанс: контрольный пакет «Аэрофлота» принадлежит государству Российскому, то есть нам с вами, в том числе и жителям Камчатского края. Региону, правда, досталось бы немного: здесь живёт лишь 0,22% населения страны. Соответствующая доля от 51,17% государственных акций — 0,11% компании. В одиннадцать раз меньше, чем у самого господина Савельева. То есть для «Аэрофлота» этот джентльмен в 11 раз важнее, чем все 314 тысяч жителей Камчатки.
Операция «Интурист»: Почему следует радикально упростить въезд иностранцев в Россию
Жители Камчатки писали петицию за петицией, собирали под ними тысячи подписей, но не надо думать, что именно это заставило «Аэрофлот» пойти на уступки. Компания создала кризисную ситуацию совершенно намеренно — с целью надавить на бюджет, чтобы возобновить и расширить программу субсидирования перевозок с Дальнего Востока.
Шлёпнули по рукам
К счастью, Савельев — всё же не царь и бог «Аэрофлота». Он волен запрещать сотрудникам пользоваться мобильными телефонами, ему прощается мелкое самодурство, но стратегические решения (а транспортное отделение Камчатки от России — решение стратегическое) принимают другие люди. Да, Савельев — председатель правления, генеральный директор, исполнительный директор, акционер, то есть един в четырёх лицах. Но всё же, к счастью, не всесилен.
Бывает так, что у формально главного акционера на деле нет большинства в Совете директоров. Но это не наш случай: «Аэрофлот», в отличие от других крупных госкомпаний, может гордиться стопроцентно российским Советом. Возглавляет его министр транспорта Евгений Дитрих, от других патриотичных звёзд там просто рябит в глазах, а одно из кресел Совета, возможно, помнит ещё тепло Алексея Навального, заседавшего там в 2012-13 годах. Хотя, скорее всего, мебель там обновляется чаще: на это деньги у компании есть.
Фото: Media_works / Shutterstock.com
И, судя по всему, именно Совет директоров указал на недопустимость самоуправства, благодаря чему рейсы и возобновились.
* * *
Транспортная связь — залог существования страны. Нет связи — нет государства, нет единой России. Выходка «Аэрофлота» совершенно недопустима, и владельцы компании обязаны поставить вопрос о смене менеджмента. Благо за десять лет власти Савельева группа буквально обросла скандалами.