"Умирает". Реальный Берлин глазами профессора: грязь, мигранты и пустые кошельки
Берлин - город, далекий от идеализированного образа, с признаками упадка, бедности населения и социальными проблемами. Профессор Ольга Пасько о том, как Украина обернула Берлин в руины и нищету.
Профессор кафедры гостиничного и ресторанного дела МГУ спорта и туризма Ольга Пасько поделилась своими впечатлениями от поездки в Берлин в эксклюзивном интервью для телеканала "Царьград". Её рассказ рисует картину города, далёкую от глянцевых открыток, и затрагивает острые социальные и экономические вопросы современной Германии.
Ольга Пасько отправилась в Берлин, чтобы навестить дочь и её молодого человека. Однако, как признаётся профессор, реальность немецкой столицы оказалась далека от её ожиданий, сформированных "инстаграмными" картинками.
Восточный Берлин: панельные дома и мигрантское население
Вместо ухоженных улиц и цветущих клумб, Ольга увидела город, производящий впечатление запущенности: низкие пятиэтажные дома, заросшие растительностью тротуары, сломанные бордюры и решетки. Особенно заметна эта картина в восточной части Берлина, бывшей ГДР, где преобладают панельные дома, а значительную часть населения составляют мигранты. В этом районе, по словам Ольги, преобладает арендное жилье, а собственность встречается редко.

Фото: Царьград. Берлин. Фасады зданий выглядят вот так. Всё в граффити.
Видно, что они с нами находятся в глубокой войне. Ну, потому что никто не ухаживает за городом. Сломанные бордюры, сломаны в центре Берлина, сломаны решетки,
– поделилась Ольга Пасько.
Профессор остановилась в квартире, арендованной у украинской женщины, которая, по её словам, бежала из Киева и работает сиделкой. Общение с хозяйкой было описано как "формальное, без проявления агрессии, но и без особой теплоты".
Профессор также отметила, что выбор квартиры был обусловлен не только доступностью, но и особенностями берлинского рынка недвижимости в условиях кризиса.
Мы жили там, где похоронены тысячи советских солдат. Мы снимали эту квартиру у украинки, она из Киева, она сбежала, прятала своего брата… Там же ты не снимешь квартиру, потому что отели заняты, а квартиры стоят под налоговым контролем,
— рассказала Ольга Пасько.
Экономия на всём и не доступная роскошь
Ольга отметила, что в Берлине сохраняется немало русских и советских традиций, однако восток города, по её мнению, значительно уступает западу в плане ухоженности и благосостояния. Жители Берлина, как заметила Ольга, вынуждены экономить на электричестве, рабочий день здесь заканчивается рано, и люди рано ложатся спать. Берлин, по её словам, производит впечатление неухоженного и грязного места, что вызывает у нее недоумение, ведь она помнит немцев как очень педантичных людей. Она вспоминает, как в 90-е годы многие немцы из Казахстана переезжали в Германию, и те, кто остался, рассказывали о возможности найти на свалках практически новую технику и одежду.
Сейчас же, по её наблюдениям, ситуация кардинально изменилась. В Берлине она не видела дорогих автомобилей вроде Mercedes, BMW или внедорожников – все они, по её мнению, находятся в Москве. Жители Берлина массово пересаживаются на велосипеды из-за высокой стоимости бензина (около 180 рублей за литр). Велосипедисты имеют приоритет на дорогах, и их можно встретить повсюду.
Но если ты на улице оставил велосипед, то ему могут колеса скрутить. Ну, то есть много раскручивали колеса, особенно на востоке [стоит] велосипедистов. Поэтому машины… Ну, то есть благосостояние простых немцев. Я уверена, что война на Украине по ним ударила очень сильно. То есть они стали бедными,
— отметила профессор.
Влияние войны в Украине на благосостояние немцев
Ольга Пасько предполагает, что война в Украине сильно ударила по благосостоянию обычных немцев, сделав их беднее. Она не видела богатых немцев, за исключением, возможно, тех, кто находится на западе страны. Даже в супермаркете, где она потратила 100 евро, она не увидела большого количества покупок – люди брали всего по четыре позиции. Это контрастирует с привычными для неё закупками в России, например, в Ашане, где она могла приобрести до 500 наименований, не обращая внимания на цены.
Вместо этого, немцы активно сдают бутылки. У каждого дома есть пакет с пластиковыми бутылками, за которые платят около 0,25 цента, и стеклянными, за которые дают 0,75 цента.
И папа Николаса (зятя) говорит, что спиваются немцы, как у нас "красные и белые" у них стоят такие магазины, только они называются Spätkauf (шпеткауфы). Поэтому это сеть не знаю, кому она принадлежит. Там вообще по алкоголю беспредел, поэтому на реализуют алкоголь круглосуточно и ставят прямо стулья возле этого магазина и валяются пьяные немцы возле него. Они пытаются бороться с этим, с алкоголизмом, потому что пьют немцы страшно,
— цитирует профессор.

Фото: Царьград. Берлин. остановка общественного транспорта. Людей нет, потому что...теперь это чей-то дом.
Особое беспокойство у Ольги вызвало большое количество мигрантов, в основном турецкого и арабского происхождения, что, по её мнению, создает определенные проблемы с безопасностью. На улицах и в метро часто можно увидеть людей, употребляющих алкоголь и курящих марихуану, что стало для профессора неожиданностью. Согласно рассказу, все сидят и пьют пиво прямо в вагоне: “Сидишь, пьёшь и смотришь красоты Берлина”.
И в пятницу, если ты идешь, то эта картина… Мне зять говорит, я открывала глаза на все. Я ему говорю: "Ты приедешь в Москву, посмотри, у нас нет такого". Они на меня злились немножко. Я говорю: "Я летом жду вас в Москве. У нас нет такого, понимаешь". Даша, у них в метро курят, марихуану в метро пьют
Отдельного внимания заслуживает система оплаты проезда и парковки в Германии. В метро принимают оплату только монетами, а на парковках требуются бумажные талоны, которые нужно класть под лобовое стекло. Отсутствие электронных систем оплаты показалось крайне неудобным и архаичным. Более того, контролёры в Германии работают только до пяти вечера, что позволяет многим, включая русских, избегать оплаты проезда после окончания их рабочего дня.
После пяти мы понимали, что контролеров нет. Никто у них до пяти рабочих дней не до четырех. Ну а днем, естественно, контролировали ножками. То есть обходят, смотрят талоны. Эти талоны нету, то тебе выписывают штраф. Никаких электронных девайсов у них нет. Просто ножками идут, сверяют,
— рассказывает профессор.

Фото: Царьград. Берлин. Оплата парковки только монетами.
Музей ГДР: пропаганда и ностальгия
Посещение музея ГДР оставило у Ольги смешанные чувства. Она была удивлена представленной там пропагандой, где СССР изображен как оккупант Германии. Профессор также отметила высокий уровень алкоголизма среди немцев, особенно заметный по пятницам, и общее, по её мнению, упадочное состояние города.
Ольга была глубоко удивлена тем, как в музее ГДР представлена история отношений с СССР. Вместо ожидаемого нарратива о братской помощи или совместной борьбе, она столкнулась с изображением Советского Союза как "оккупанта" территории ГДР.
Вот так. КОТР: Ну да, и мы, русские, ещё на них напали 22 мая 1941-ого…
— цитирует Ольга, подчеркивая абсурдность и, по её мнению, искажение исторических фактов.

Фото: Царьград. Берлин. Музей, где русские названы "оккупантами".
Музей, по словам Ольги, высмеивает такие аспекты жизни в ГДР, как выращивание овощей на дачах и существование детских садов. Это вызывает у неё недоумение, особенно на фоне того, что, по её наблюдениям, в современной Германии эти явления либо отсутствуют, либо находятся в упадке.
Они смеются над тем, что немцы садили на дачах овощи, что это же можно купить. Зачем они дачи садили? Они смеются над детскими садами, которые были в ГДР, хотя сейчас никаких детских садов у них нет,
— отмечает Ольга.
Ольга рассказала о проблемах с безопасностью в некоторых районах, где, по словам её дочери, небезопасно появляться из-за высокого уровня преступности. Она также упомянула о специальных "фрау-паркингах" – парковочных местах, предназначенных только для женщин, оборудованных освещением и камерами, что, по её мнению, свидетельствует о проблеме насилия в отношении женщин.
Ольга была удивлена отсутствием привычных кофеен и закусочных. Она рассказала, что в квартире, где она жила, не было кухни, и ей приходилось искать места, где можно было поесть или выпить кофе.
Несмотря на критические замечания, Ольга Пасько выделила и положительные стороны жизни в Германии. К ним относятся строгая защита животных, обязательные ветеринарные осмотры и развитые социальные программы, включающие пенсии, стипендии и субсидированное питание для студентов. Однако, по словам профессора, высокие налоги, достигающие примерно 50%, оказывают существенное давление на малый бизнес, что объясняет небольшое количество кофеен и ресторанов в Берлине.
В заключение Ольга Пасько выразила мнение, что война на Украине оказала значительное негативное влияние на благосостояние немцев, особенно в восточной части Берлина. Русскоязычное население в Германии, по ее наблюдениям, живет лучше, чем бедные украинцы, но в целом город и страна переживают непростые времена.
Уважаемые читатели Царьграда!
Если вам есть чем поделиться с редакцией Царьград Санкт-Петербург, присылайте свои наблюдения, вопросы и новости на наши странички в социальных сетях "Вконтакте", "Одноклассники", на наш "Телеграм-канал" или на электронную почту spb@Tsargrad.TV