Македонского раскола больше нет: Сербская Православная Церковь стала единой
Не успел Фанар вмешаться во внутренние дела Сербской Православной Церкви на территории Республики Северная Македония, как местные раскольники... перестали быть раскольниками. Более чем полувековое разделение Сербской Церкви исцелено: православные славяне бывшей Югославии вновь обрели единство.
Как говорится в русской пословице, "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Иногда так бывает: попытка вероломного вторжения, натиска извне объединяет недавних противников. Неоднократно это случалось и в русской истории. Так, великий русский историк и мыслитель Лев Гумилёв очень образно описал, как подобное единение свершилось буквально за один день, день Рождества Пресвятой Богородицы 1380 года:
На Куликово поле пошли рати москвичей, владимирцев, суздальцев и так далее, а вернулась рать русских... Это было началом осознания ими себя как единой целостности - России.
Притом что незадолго до этого наши предки постоянно убивали друг друга в междоусобных бранях, аналогах братоубийственных гражданских войн современности. Войн, особенно сильно опаливших как нашу землю Русскую, так и земли братской нам Югославии. Так, одним из многочисленных этнорелигиозных конфликтов последней (слава Богу, бескровным) стала сербско-македонская церковная схизма (разделение). Ещё в 1960-х годах с одобрения коммунистических властей Социалистической Республики Македонии (в составе СФРЮ) автономная Македонская Православная Церковь своевольно отделились от Сербской Церкви-Матери, став раскольничьей.
Коллаж: Царьград
Более полувека Сербский Патриархат пытался решить македонский вопрос в канонических рамках, однако местные раскольники все эти годы делали всё, чтобы не допустить служения канонических православных клириков на территории Македонии (с недавних пор переименованной в Северную Македонию). Так, глава автономной македонской Охридской архиепископии (канонической части Сербской Церкви) архиепископ Охридский и митрополит Скопийский Иоанн (Вранишковский) несколько лет провёл в тюремном заключении только за то, что совершал православные богослужения в македонских храмах.
Свои предложения по каноническому решению македонского вопроса несколько лет назад предлагала Болгарская Православная Церковь (как известно, болгары с македонцами в этническом и культурно-языковом отношениях очень близки). Однако эти попытки на Фанаре были приняты в штыки: в феврале 2018-го Константинопольский синод объявил их "антиканоническими". И это было сделано отнюдь не в интересах Сербской Церкви, но исключительно ради восточно-папистских амбиций Фанара, из горделивой самоуверенности, что только Константинопольский патриарх якобы имеет право разрешать подобные межцерковные конфликты.
И вот 9 мая 2022 года Фанар вероломно вмешался в сербско-македонский церковный конфликт, "признав" Македонскую Православную Церковь. Причём крайне нагло и лицемерно, под иным названием: как "Охридскую Церковь" (греки-националисты не признают за славянами права даже на самоназвание "македонцы"). Казалось бы, ситуация очень похожа на украинскую, где Константинопольский патриарх Варфоломей сделал всё, чтобы усугубить раскол.
Но македонцы, уж простите за грубость, не повелись на "разводку" фанариотов. Cделав "асимметричный" шаг: отказались от 55-летнего раскольнического статуса и согласились вернуться в лоно Сербской Православной Церкви на правах автономии. И ответного решения Сербского Синода не пришлось долго ждать:
Поскольку этим устранены причины прерывания литургического и канонического общения, вызванные односторонним провозглашением автокефалии в 1967 году, устанавливается полное литургическое и каноническое общение.
То есть более чем полувековой раскол был устранён, а говоря церковным языком, исцелён, уврачёван буквально за неделю. Одновременно вопреки и благодаря антиканоническим действиям Фанара. Что с нашей, русской стороны невозможно не приветствовать, поскольку воссоединение братских православных славянских народов в молитве и Евхаристии – это великая радость и великое, подлинно Пасхальное чудо. Христос Воскресе!