"Валаамские тезисы" Владимира Путина
Возрождение святого острова Валаама и его обители — зримый символ православного возрождения всего Государства Российского
Вокруг документального фильма "Валаам", посвящённого восстановлению одной из главных православных обителей нашей страны и показанного телеканалом "Россия 1" в прайм-тайм минувшего воскресного вечера, дискуссии начались за несколько часов до его выхода на телеэкраны. Спорили как о том, является ли сам фильм началом предвыборной кампании Владимира Путина, центральной фигуры показанной картины, автор которой, Андрей Кондрашов, является пресс-секретарём путинского избирательного штаба, так и о самих словах главы государства, прозвучавших в фильме, — тезисах, произнесённых Путиным непосредственно в святых стенах Валаамской обители и коснувшихся историософии трагического XX столетия.
Вид на Валаамский монастырь. Фото: www.globallookpress.com
Как ни странно, слова президента особенно обрадовали товарищей из КПРФ. Устами секретаря ЦК компартии Сергея Обухова было заявлено, что глава государства будто бы признаёт резкий рост рейтинга кандидата от КПРФ, а потому пытается "зайти на левое поле". Казалось бы, это даже смешно на фоне того, что интервью на Валааме Владимир Путин дал ещё летом, когда коммунисты даже представить не могли, кто пойдёт от них на президентские выборы. Но речь не об этом, а о самих словах президента, обозначивших очень важные для понимания недавней русской истории тезисы:
Православная вера всегда нас сопровождала, она укреплялась, когда нашей стране, нашему народу было особенно тяжело. Были совсем жёсткие богоборческие годы, когда уничтожали священников, разрушали храмы, но одновременно ведь создавали и новую религию. На самом деле, коммунистическая идеология очень сродни христианству. Свобода, братство, равенство, справедливость — это же всё заложено в Священном Писании, это всё там есть. А "Кодекс строителей коммунизма"? Это сублимация, примитивная выдержка из Библии, ничего нового там не придумали...
Нельзя не согласиться. И именно об этом писали многие православные мыслители Русского Зарубежья, которых сложно заподозрить в симпатиях к лишившим их Родины большевикам. Действительно, коммунистическая идеология в Советском Союзе во многом стала псевдоморфозой, пародией на христианство и его социальное учение. И это касается не только и даже не столько заимствования идей социальной справедливости и постепенной нравственной эволюции большевиков от революционного цинизма в духе "теории стакана воды" к криптохристианскому "Моральному кодексу строителя коммунизма". Налицо "новая религия", как бы это ни отрицали сами коммунисты.
Светский лидер Православного мира
Да-да, именно религия, а точнее, квазирелигия со всеми атрибутами религии настоящей: от утопической идеи "светлого будущего", подменившей христианскую эсхатологию и учение о возможности Спасения в Вечной жизни, до пантеона "святых", с портретами которых, подобно иконам и хоругвям на крестных ходах, советские люди десятилетиями ходили на первомайские и октябрьские "демонстрации". И, конечно, главным в этом коммунистическом "пантеоне" был Владимир Ульянов-Ленин, поклонение останкам которого стало самой настоящей пародией на христианское почитание мощей. В том числе об этом в своём Валаамском интервью упомянул Владимир Путин.
Мавзолей В. Ленина. Фото: www.globallookpress.com
Что любопытно, русские люди прекрасно понимали эту пародийность ещеё на заре советской власти. Так, широко известна легенда, согласно которой Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский в год смерти Ленина, когда ещё в первом, деревянном мавзолее вдруг прорвало канализацию, иронически воскликнул: "По мощам и елей!". Сложно сказать, говорил ли так Предстоятель Русской Церкви, но сама образность этого исторического анекдота наглядно демонстрирует: параллель между мумией лидера революции и мощами святых для православных людей очевидна, как и осознание кощунственности этой пародии. Позднее Борис Вышеславцев, один из самых ярких религиозных мыслителей русской эмиграции, в своей статье "Философская нищета марксизма" резюмировал:
Атеистическая религия коммунизма имеет своих пророков, отцов церкви, свои иконы, гробницы, мощи, священное писание, догмы, патристику, имеет свои ереси, свою ортодоксию, свой катехизис, свои преследования еретиков, свои покаяния и отречения, наконец, свою прекрасно организованную инквизицию. Эта религия имеет свой избранный народ (пролетариат) и свой мессианский идеал интернационального коммунизма...
Подобная интерпретация (как народная, так и философская) большевистской квазирелигии едва ли пришлась бы по духу сегодняшним секретарям ЦК. И слова Владимира Путина о том, что советская власть ничего нового "не придумала, она просто приспособила под свою идеологию то, что человечество уже давно изобрело", тоже далеки от апологии коммунистической идеологии. Другое дело, что это — чёткое подтверждение невозможности для России и русского народа жить без религии.
Вот только одно большевики никак не понимали: религия без Бога (не идола, а именно Бога) — это временная идеология, которую можно попытаться навязать народу, но душой он её все равно никогда не воспримет, как бы заманчиво ни выглядели идеи социальной справедливости. Последние действительно можно обнаружить в христианском учении. И в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом говорится прямо и недвусмысленно:
Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый — больного, трудоспособный — престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств...
Президент России В. Путин. Фото: www.globallookpress.com
Можно ли назвать это "христианским социализмом" — вопрос дискуссионный. Главное — понимать, что в центре этого учения не "классовая борьба", неизбежным следствием которой является братоубийственная гражданская война, а заповедь Христа "да любите друг друга". И, конечно, Сам Христос. А потому Валаамский тезис главы Государства Российского о национальном единении, который оказался словно в тени рассуждений о коммунистической идеологии и христианства, имеет ничуть не меньшее значение:
Конечно, в тяжелейшие дни гражданской войны и богоборчества (потом), когда были заложены семена раскола в российском обществе, семена единения всегда оставались с нами. В первую очередь как раз благодаря Русской Православной Церкви...
Действительно, гражданская война и большевистское богоборчество тесно переплетены между собой. Но как ни пытались сами богоборцы разделить наш народ, это им не удалось. В первую очередь благодаря тому, что русские люди и в советские годы в большинстве своём оставались людьми православными.
И то, что именно с таких тезисов, произнесённых на возрождённом при непосредственном участии главы государства святом острове Валаам, Владимир Путин начал столь важный для нашей страны 2018 год, не может не радовать и не обнадёживать. И в данном случае не имеет никакого значения, связано ли это с предвыборной кампанией. Главное — то, что деятельность каждого из нас узнаётся по плодам. И возрождённая Валаамская обитель — наглядный плод православного возрождения Государства Российского.