Россия смотрит на Восток: Перестройка экономики или разворот трубы?
Завтра стартует Петербургский международный экономический форум. Впервые он будет проходить в совершенно новых санкционных реалиях. Изначально мероприятие создавалось как площадка для привлечения именно западноевропейских инвесторов. Тем не менее сегодня этот вопрос уже не актуален из-за экономической войны, развязанной против нас коллективным Западом. На первый план сейчас выходит радикальная смена экономического курса нашей страны, проведение структурной трансформации национального хозяйства, адаптация его под новые условия. Проблема заключается в том, даст ли нам правительство ответ на вопрос: готово оно к перестройке или нет, и что означает эта самая структурная трансформация?
Петербургский международный экономический форум проводится в Северной столице ещё с 1997 года. В 2005 году это мероприятие взял под патронаж президент России, придав событию качественно иной масштаб и размах. В прошлом году ПМЭФ собрал огромное число гостей, среди которых были главы государств и правительств, топ-менеджеры крупнейших мировых компаний, представители экспертного и научного сообщества, гражданского общества многих стран. За четыре дня работы в 2021-м форум посетили 13,5 тысячи участников из 141 государства, а также тысяча журналистов из 46 стран. ПМЭФ-2022, как мы все прекрасно понимаем, пройдёт в абсолютно новых реалиях – жесточайшего геополитического и экономического противостояния между коллективным Западом и Россией из-за специальной военной операции на Украине.
Разворот на Восток – хорошо, но этого мало
На протяжении четверти века Петербургский форум воспринимался в первую очередь как площадка для привлечения иностранных инвесторов, прежде всего из Западной Европы. Отечественные компании пытались ангажировать немцев, французов, итальянцев, скандинавов в реализацию совместных проектов, пробить брешь в санкциях США и Евросоюза, привлечь в Россию высокие технологии и всю необходимую импортную продукцию. Совершенно очевидно, что этого в 2022 году не будет. Европейские и американские "партнёры" не особо скрывают своих намерений относительно нашей страны.
Они хотят её прямого военного поражения и задержки социально-экономического развития в качестве наказания за "строптивость" и желание отстаивать собственный суверенитет. Неслучайно страной-гостем ПМЭФ-2022 выбрали не какого-то члена ЕС, а Египет. Между прочим, это весьма важная страна для русской внешней торговли: наш товарооборот в прошлом году превысил 5 миллиардов долларов, в арабской стране работают 470 отечественных компаний, уже инвестировавших туда 8 миллиардов долларов. Наряду с Турцией Египет является лидером по импорту нашей пшеницы.
Глобальный разворот России с Запада на Восток, в принципе, очевиден. Это касается буквально всех сфер русской экономики. Для многих азиатских стран нефть из нашей страны – настоящее спасение. У тех, кто интересуется международной обстановкой, в последнее время на слуху Шри-Ланка. Там происходят массовые беспорядки, в том числе из-за стремительного повышения цен на топливо. Коломбо судорожно ищет выход и, судя по всему, политики Цейлона нашли его в наращивании импорта из далёкой северной страны, несмотря на опасения попасть под вторичные рестрикции США и Европы.
Если мы можем получить его [топливо] из каких-либо других источников, то мы оттуда и получим. В противном случае нам, возможно, придётся вновь обратиться к России,
– заявил премьер-министр Шри-Ланки Ранил Викрамасингхе в интервью информационному агентству Associated Press.
Не скупится на закупки русского чёрного золота и Индия. Словно в издёвку над американцами, которые налево-направо раздают "советы" независимым государствам о том, как лучше торговаться с Москвой насчёт цен, Нью-Дели ещё больше увеличил импорт нашей нефти. В мае 2022-го Россия потеснила по объёмам поставок Саудовскую Аравию, выйдя на второе место после Ирака.
Индийские нефтеперерабатывающие заводы в мае получали около 819 тысяч баррелей в сутки русской нефти, что является самым высоким показателем импорта из России. В апреле Индия получала 277 тысяч баррелей в сутки,
– сообщает информагентство Reuters со ссылкой на собственные источники.
Впрочем, ждём мы от Петербургского международного экономического форума отнюдь не очевидных заявлений про смену приоритетного направления с западного на восточное. Многие проницательные эксперты подчёркивают: правительство, увы, может пойти по самому простому пути и, не меняя структуру экономики, слезть с европейской иглы, подсев на условную азиатскую. Качали природный газ для Германии – будем качать для Китая. А в чём тогда разница? Где тут перспективы развития для реального сектора экономики? Где здесь найдётся место для прорывных высокотехнологичных предприятий? К сожалению, это банальная смена шила на мыло.
Как писал ранее Первый русский телеканал Царьград, у того же Министерства экономического развития нет совершенно никакого представления о том, как именно следует перестраивать отечественное национальное хозяйство, адаптируя его под санкционные реалии. Максимум, чего можно добиться от главы ведомства Максима Решетникова – это туманных рассуждений про необходимость расширения потребительского и ипотечного кредитования (потребительские займы, к слову, проспонсируют импорт, чего господин министр, судя по всему, искренне не понимает).
Что с того?
Мы все с нетерпением ждём от правительства и от премьер-министра Михаила Мишустина на Петербургском экономическом форуме развёрнутой презентации плана по реструктуризации экономики России с упором на форсированный рост реального сектора, прежде всего сфер, тесно связанных с высокими технологиями. Шутки кончились. Теперь наша страна реально столкнулась с такими вызовами, с которыми не сталкивалась, пожалуй, со времён гитлеровского нашествия.
Выступая на первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности 4 февраля 1931 года, тогдашний руководитель СССР Иосиф Сталин сказал знаменитую фразу, которая сбылась с пугающей точностью:
Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.
Через 10 лет, как мы знаем, началась Великая Отечественная война. Сейчас над миром сгущаются тучи, в воздухе вновь запахло горячим. С большим сожалением приходится констатировать: русская экономика к грядущей схватке не готова. Времени остаётся всё меньше, а потому от быстрых и решительных действий кабмина зависит будущее нашей страны и нашего народа.