Печальный финал американского кино: Голливуду светит судьба Детройта
Когда-то Голливуд являлся главной рекламной витриной достижений США на мировой арене. Но сегодня фундамент "американской мечты" разваливается, а киностудии бегут в другие страны.
Мутная витрина
Кинематограф стал олицетворением всего XX века, наглядно продемонстрировав технологический рывок, который совершило человечество. А фильмы позволили наглядно и крайне детально запечатлеть важнейшие исторические события. Практически сразу стало понятно, что кино также является эффективным методом пропаганды. Эффективно этим воспользовались те же большевики, которые использовали плёнку для подъёма революционных настроений среди населения, где далеко не все умели читать.
Однако безусловным лидером индустрии стали США. Обосновавшиеся в Голливуде студии наладили конвейер по выпуску фильмов, ставших главной рекламной витриной достижений страны, которая на фоне двух мировых войн пережила небывалый подъём.
Кино наглядно демонстрировало преимущества пресловутого "американского образа жизни" для жителей союзных и не очень стран, а также почему не стоит дружить со "злым советским Иваном". Особенно плодотворно действовал Пентагон, который сотрудничал с Голливудом. Да и как тут спорить, когда американские военные на фоне развевающегося звёздно-полосатого флага расстреливают злых инопланетян или роботов в очередном блокбастере от Майкла Бэя.
Американцы - вечные победители в борьбе с мировым злом. По крайней мере, так зрителями внушает Голливуд. Кадр из фильма "Армагеддон".
Однако в XXI веке ситуация начала меняться далеко не в лучшую сторону. Теперь Голливуд — потрёпанный осколок лучших времен, который движется в пропасть, теснимый конкурентами из других стран. И такое положение дел не должно удивлять.
Поток проблем
Киноиндустрия в США переживала много взлётов и падений. Но трудно отрицать, что в последние лет 10 мы наблюдаем крутое пике. Причины лежат на поверхности, но появились они не единовременно. Трещины в фундаменте появились ещё в 1980-х годах прошлого века, когда Голливуд начали штудировать молодое поколение режиссёров вроде Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, а также армия яппи с Уолл-стрит, медленно перестраивая всю индустрию.
Если раньше появление сиквела фильма воспринималось как исключение из правил, то отныне был взят курс на создание дорогих франшиз. Зачем рисковать, придумывая что-то новое, если есть проверенная серия хитов с лояльной аудиторией?
Да, началось всё не в один день, поэтому в 1990-х годах было само собой разумеющимся, что хитом могла стать психологическая драма или комедия. На фильмы ещё ходили не из-за яркой вывески, но ради актёров, которые там участвовали. И ради режиссёров, что снимали эти полотна.
Необходимость роста никуда не делась. Студийные боссы искали новые перспективные направления для развития. Ими стали экранизации комиксов, популярные книжные серии и даже различные игрушки.
Подлинным прорывом стало решение студии Marvel ворваться в индустрию с концепцией. Положа руку на сердце, она не была нова, но именно с выходом фильма "Мстители" обрела ультимативную форму.
Вселенная Marvel — "Мстители". Кадр из фильма
Теперь фильм — не самодостаточная единица искусства, но часть сериала на большом экране. А от зрителя требуется провести домашнюю работу, посмотрев предыдущие ленты. Естественно, такой подход стимулировал и рост доходов. Заодно изменилась и концепция голливудских актёров. Больше они не продвигали ленты — их продвигали персонажи в масках.
А неудобного артиста всегда можно заменить на более лояльного, что доказала та же Marvel, променявшая строптивого Эдварда Нортона на куда более покладистого Марка Руффало, а также жадного Терренса Ховарда на более скромного Дона Чидла. Режиссёры также отошли на второй план — всем отныне жёстко рулят продюсеры, которые набирают на посты руководителей съёмок неопытных новичков.
Концепция оказалась крайне доходной, а копировать её бросились другие студии, хотя результат оказывался успешным далеко не всегда. Характерным стал грандиозный провал "Тёмной вселенной" от студии Universal, которая попыталась перезагрузить свою линейку хорроров с монстром Франкенштейном, мумией, графом Дракулой и так далее.
Кадр из "Мумии" — дебютного фильма киновселенной Dark Universe от студии Universal.
Ещё один поворотный момент — стриминговые войны. Первоначально платформа Netflix была единственной и неповторимой, выступая в качестве замены дисковым носителям. Неудивительно, что с ней сотрудничали практически все крупные студии.
Однако затем каждая из компаний решила урвать свой кусочек жирного пирога. Возникло перенасыщение рынка, из-за чего новые стриминговые платформы с платной подпиской так и не смогли выйти на окупаемость.
Параллельно началась гонка за вниманием зрителей. Последние перестали видеть смысл в походах в кинотеатры, затраты на которые только росли, особенно в период пандемии. Ставка была сделана на дорогие блокбастеры с чрезмерно раздутыми бюджетами, которые являются частью проверенных франшиз, а также "безопасные" ремейки и перезапуски, авторские работы можно пересчитать по пальцам. Что более симптоматично, затраты на производство выросли неадекватно, тогда как качество заметно просело. Как отмечает издание Forbes, реальные бюджеты уже перевалили за отметку в 500 миллионов долларов.
Голливудский Детройт
Финальным гвоздём в крышку гроба американского кинематографа стали люди, которые занимаются созданием "шедевров". Социокультурный сдвиг влево не пошёл на пользу индустрии развлечений, а новые люди, работающие для "прогрессивной аудитории", сами не верят в идеалы, которые некогда продвигал Голливуд.
Более того, популярность социальных сетей позволила киноделам проявить себя во всём "великолепии". Особенно это касается акёров, которые из "икон" превратились в рядовых интернет-троллей, тогда как их скелеты в шкафу были выставлены на всеобщее обозрение. Результат — чуть ли не каждую неделю в интернете пытаются отменить какую-нибудь из "звёзд".
Особенно показательной стала история провала фильма "Белоснежка" от Disney. Проект должен был стать кульминацией празднования 100-летия компании, но в итоге потери от провала оцениваются в сотни миллионов долларов, тогда как аудитория обсуждала лишь вызывающее поведение исполнительницы главной роли Рэйчел Зеглер, которая использовала премьеру как площадку для идеологической борьбы в поддержку Палестины.
Кадр из фильма "Белоснежка". Фото © disney.com
Проблемы возникли у второй "звезды" ленты — израильтянки Галь Гадот, тогда как шансы ленты на сборы были погребены под толстым слоем скандалов.
И вот мы находимся в 2025 году, когда положение американского кино выглядит отчаянным. Каждый год Голливуд ставит всё новые и новые антирекорды по сборам на фоне роста расходов. С такими затратами только для того, чтобы выйти в ноль, нужно получить миллиард долларов, что сейчас уже становится скорее исключением из правил.
Другая особенность — бедственное положение Калифорнии, где и базируются все основные студии. Прогрессивные власти штата под руководством губернатора Гэвина Ньюсома последовательно вводили всё новые поборы и откровенно идиотские требования к бизнесу, из-за чего стоимость жизни стала слишком высокой как для самих компаний, так и для рядовых местных жителей.
Продолжаться такое бесконечно не могло. Результат — бизнесмены "побежали", начав переводить офисы и производственные мощности не только в другие штаты США, но и в другие страны. За ними двинулись и рядовые жители.
Особенно не повезло столице американской анимации — городу Бербанку. Так, студия Dreamworks Animation, известная по "Шреку", начала переводить производство в Канаду и Азию. Похожим тихо занимается и Disney, так как прошлогодний мультфильм "Моана 2" был создан канадским подразделением.
Огонь почти уничтожил Лос-Анджелес. Фото: Qiu Chen/XinHua/Global Look Press
Грандиозный пожар, который опустошил Лос-Анджелес, делу также не помог, за что стоит "поблагодарить" бездействие чиновников. Процесс исхода только ускорился, поэтому город рискует повторить судьбу Детройта, который из-за кризиса автомобильной индустрии потерял основополагающие предприятия и платежеспособное население. Остались только криминальные группировки и руины некогда опрятных домиков, напоминающие декорации из постапокалипсиса.
Китайский гамбит
Международная обстановка сегодня играет против американского кинематографа. Для максимизации доходов студии делали большую ставку на иностранную аудиторию. Это вносило свою специфику в производство лент, которые старались упростить для понимания и частично адаптировать под нужды конкретной страны.
Такой подход прямо противоречит новой идеологической линии Голливуда, что создавало конфликты на пустом месте. Если раньше демонстрация превосходства Штатов на большом экране воспринималась как часть американской культуры, то попытка насаждения чуждых местным жителям ценностей уже вызвала сопротивление.
Показательным примером стал Китай, который для голливудских студий был желанным Граалем. Пекин жёстко регулирует рынок кино, ограничивая доступ для иностранных компаний, которые вынуждены сотрудничать с местным бизнесом и соблюдать жёсткие требования по содержанию.
Добавим, что доля доходов, которые получают студии, сильно ограниченна. Если в США или Европе они могли рассчитывать приблизительно на 50% от сборов в кинотеатрах, то в КНР им приходится довольствоваться порядка 25%. Теоретически это компенсируется миллиардным населением страны, что должно обеспечить солидный куш.
Голливуд очень долго окучивал китайских зрителей, тогда как местные студии активно инвестировали в американскую киноиндустрию. В каких-нибудь "Трансформерах-4" финальное сражение проходило на улицах Шанхая, а в сюжете фигурировали китайские актёры, которые неизвестны на Западе, но крайне популярны в Азии.
Долго сотрудничество продолжаться не могло. Американцев подвели именно идеологическая составляющая и полное непонимание регионального менталитета. Это вылилось в скандалы с заявлениями актёров и спорными фильмами. Показательным стали извинения звезды серии "Форсаж" Джона Сины на китайском языке за высказывания о принадлежности Тайваня. Однако такие извинительные мероприятия не помогали — аудитория попросту начинала бойкотировать американские картины, а кинотеатры отменяли сеансы.
Окончательно плодотворные отношения добила тарифная война, развязанная президентом США Дональдом Трампом против Пекина, которая спровоцировала ответную реакцию, а также панику в Голливуде перед лицом убытков. И если годовой показ иностранных лент в Китае был и так ограничен всего 10 фильмами, то теперь их шансы на успех близки к нулю.
Великое замещение
К тому же за прошедшие пару десятилетий китайский кинематограф совершил мощный рывок в развитии на внутреннем рынке, заместив американские проекты. Последний яркий хит — мультфильм "Нэчжа побеждает Царя драконов", собравший в мировом прокате более 2,1 миллиарда долларов, что стало абсолютным рекордом для мировой полнометражной анимации.
Китайскач анимация завоёвывает мир. Кадр из мультфильма "Нэчжа побеждает Царя драконов".
Добавим, что Китай — не первый рынок, который остался без Голливуда. В 2022 году американские компании демонстративно приостановили свою работу в России, что поставило в сложное положение местные кинотеатры.
Но студии наказали самих себя, ибо русские зрители могли обеспечить сборы в размере 20 миллионов долларов за картину. Казалось бы, это мелочи по сравнению с мировыми сборами, но это стабильный и постоянный приток денег, от которого американские капиталисты себя отрезали.
И если крупные игроки вроде Warner Bros., Discovery, Disney и Universal продолжают игнорировать ситуацию, то более мелкие студии продолжают находить обходные пути для работы.
Впрочем, национальный кинематограф тоже не стоит на месте, что привело к потоку успешных переложений легендарных сказок и мультфильмов. Опять-таки это безопасный формат, который у нас работает.
А за счёт развития стримингового направления удалось добиться качественного скачка и кинотеатральных релизов. Выяснилось, что в России действительно учатся выпускать качественные фильмы и сериалы, причём самые разноплановые. И как-то нужда в голливудском контенте начала потихоньку отходить на второй план.
Неопределённое будущее
Великий и ужасный Трамп не дремлет. На этой неделе он объявил о введении пошлин в размере 100% на иностранные фильмы, прикрываясь заботой об американских компаниях и борьбой с вражеской пропагандой.
Киноиндустрия в Америке умирает. Другие страны предлагают всевозможные льготы, чтобы переманить наших кинематографистов и студии за пределы США. Это скоординированные усилия других государств и, следовательно, угроза национальной безопасности,
— заявил политик.
На практике панику подняли именно голливудские игроки. Причина довольно банальна и уже озвучивалась выше. Так как бюджеты блокбастеров сегодня неадекватно раздуты, компании ищут тихие гавани, предоставляющие налоговые льготы.
Одним из таких мест стала Великобритания, которая возмещает до 25% от расходов, если британская компания потратила эти деньги на британской же территории. Результат — иностранные компании создают фирмы-однодневки для получения льгот. Особенно в этом поднаторела компания Disney.
Вот только возникает конфуз: как классифицировать такие проекты? Потому что их спокойно можно классифицировать как иностранную продукцию, которую в Штатах обложат пошлинами. Не исключено и введение ответных пошлин уже на американский кинематограф.
И это станет последней каплей, которая сломает горб верблюду.
В текущем состоянии Голливуд попросту не сможет существовать, поэтому рискует повториться крах студийной системы 1960-х годов, спровоцированный оголтелым маккартизмом и неадекватной борьбой с телевидением, повлёкшей за собой раздвоение бюджетов. Да, параллелей очень много.
Что куда важнее, Голливуд больше не является эффективным рупором пропаганды, продвигающим на остальной мир принципы глобализма. Сегодня мир стал многополярным, а страны — самодостаточными.
В таких условиях высокой конкуренции для победы нужно приложить много усилий. И это может сломить голливудские студии. Перемены неизбежны, но вопрос в том, будет новый курс эволюционным или революционным. Скорее всего, он будет максимально болезненным, а жертвой станет Лос-Анджелес, повторив историю с Детройтом.