«На третий день мы хотели только смерти»: Что происходило в Беслане
3 сентября вся Россия вспоминает жертв Бесланской трагедии и других террористических актов
То роковое утро 1 сентября 2004 года в один момент перевернуло и искалечило тысячи детских и взрослых судеб. Торжественная линейка в честь начала нового учебного года в школе №1 небольшого города Беслана в Северной Осетии внезапно прервалась автоматными выстрелами. Банда вооружённых до зубов исламских террористов во главе с Русланом Хучбаровым – давним соратником другого организатора нападений на жителей мирных городов Шамиля Басаева - ворвалась на школьный двор. Убив на месте двоих человек, боевики согнали присутствовавших на линейке детей, учителей, родителей в спортивный зал школы. Всего в заложниках у террористов оказались 1128 человек, в том числе - несколько сотен детей.
Боевики заминировали спортзал. Для устрашения расстреляли нескольких заложников. Пообещали расстреливать по 50 заложников за каждого убитого террориста и по 20 за каждого раненого.
Вооруженные головорезы требовали вызвать на переговоры представителей российской власти: президента Ингушетии Мурата Зязикова, президента Северной Осетии Александра Дзасохова, а также экс-секретаря Совбеза РФ Владимира Рушайло.
Фото: www.globallookpress.com
По воспоминаниям бывших заложников, в первый день террористы выпускали своих узников в туалет, а также приносили в помойных ведрах воду, которой, однако, все равно не хватало. Во второй половине дня 1 сентября, когда одна из двух находившихся в школе террористок-смертниц Марьям Табурова подорвалась на собственном взрывном устройстве, смертельно ранив ещё одного боевика, захватчики расстреляли более двадцати заложников.
«Город ангелов» в огнях: Беслан вахтой памяти провожает 14-ю годовщину теракта
Нескольким заложникам всё же удалось чудом бежать из здания школы. Ещё 15 человек во время захвата школы укрылись в здании котельной и таким образом избежали плена.
Единственным человеком, кто смог провести переговоры с террористами и освободить два десятка заложников, в том числе матерей с грудными детьми, был экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. Это произошло примерно в 16 часов 2 сентября, когда с момента захвата школы прошло больше суток. Вместе с тем, террористы наотрез отказались от того, чтобы через Аушева, детского врача Леонида Рошаля или ещё кого-то из важных переговорщиков заложникам передали воду, продукты питания и медикаменты. Через Аушева террористы сообщили свои требования представителям российской власти, основным из которых был вывод федеральных сил с территории Чеченской республики.
...После окончания переговоров с Аушевым боевики заметно озлобились.
Вспоминает бывшая заложница, на тот момент ученица 9-го класса школы №1 города Беслана Агунда Ватаева:
Нам больше не разрешали пить воду, ссылаясь на то, что она отравлена. Выпускали в туалет выборочно. Возле выхода в туалет образовалась огромная очередь, которую время от времени боевики разгоняли криками и угрозами. Второй день тянулся долго... Очень! Делать было нечего, ноги затекали, хотелось только воды, иногда в туалет… Я сидела очень близко к тому месту, где были развернуты снаряды, поэтому хорошо слышала боевиков, когда они вели переговоры по телефону или обращались к нам: «Вас никто не спасет, мы все сдохнем». Призывали к соблюдению дисциплины они нас словами: «Руки зайчиком!». В таком положении руки очень затекали.
Обстановка у бесланской школы №1 после штурма 3 сентября. Фото: www.globallookpress.com
Чтобы хоть как-то утолить жажду, заложники вынуждены были пить собственную мочу. Многие не выдерживали и падали в обморок.
Я уже мечтала не столько об освобождении, сколько о смерти, потому что это казалось более вероятным исходом. На третий день все хотели только одного — конца. Любого конца, лишь бы все это кончилось. В бессилии и желании уснуть я валилась на пол, но боевики заявили, что будут расстреливать всех, кто потеряет сознание,
- вспоминает пережившая ужас Беслана и потерявшая в этой страшной трагедии свою маму школьница Агунда Ватаева.
Белоснежные ангелы Беслана ушли к Богу
Развязка наступила лишь днём 3 сентября. В 13 часов 05 минут в спортзале раздались два мощных взрыва, после чего террористы открыли огонь на поражение. Одними из первых погибли спасатели, эвакуировавшие с разрешения боевиков тела ранее расстрелянных заложников. После взрывов в спортзале, вызвавших частичное обрушение крыши здания, заложники начали выбегать во двор школы, многие выпрыгивали в окна. При этом бандиты стреляли им в спину. В то же время спецподразделения ЦСН ФСБ «Альфа» и «Вымпел» пошли на штурм здания школы, чтобы спасти заложников и уничтожить всех террористов. Героические спецназовцы жертвовали собой, прикрывая оказавшихся в лапах у бандитов мирных бесланцев. Погибли семеро бойцов «Вымпела» и трое «альфовцев». Так, когда один из террористов бросил в сторону заложников гранату, её накрыл собой лейтенант «Вымпела» Андрей Туркин. Посмертно лейтенанту Туркину и ещё трём погибшим офицерам спецназа – подполковнику Олегу Ильину, подполковнику Дмитрию Разумовскому и майору Александру Перову были присвоены звания Героев России.
Всего жертвами трагедии в Беслане стали 333 человека, из которых 186 детей. В ходе спецоперации, которая продолжалась до ночи 3 сентября, все террористы, включая главаря, были ликвидированы. Лишь один из банды, выходец из Чечни Нурпаш Кулаев, был захвачен живым. В 2006 году Верховный суд Северной Осетии приговорил его к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.
Фото: www.globallookpress.com
По прошествии 14 лет с момента трагедии ключевым остается вопрос: каким образом вооруженные бандиты сумели беспрепятственно проехать в Беслан и захватить заложников в школе?
Примечательно, что по городу террористы передвигались на двух автомобилях – армейской тентованной «шишиге» (ГАЗ-66) и захваченной у участкового в селении Хурикау «семерке» (ВАЗ-2107), тогда как при похожем нападении на Будённовск в июне 1995 года басаевцы использовали два «КамАЗа» с табличками «груз 200».
В 2006-2007 годах прошли два процесса, на которых обвиняемыми проходили сотрудники Правобережного РОВД республики Северная Осетия-Алания и их коллеги из Малгобекского РОВД республики Ингушетия. Им были предъявлены обвинения в халатности, приведшей к бесланской трагедии. Однако впоследствии суд их амнистировал или оправдал.