"Косовска битка" - век XXI
Битва на Косовском поле продолжается. Ведь для сербов это место значит не меньше, чем поле Куликово для русских
В минувший понедельник в Косове вновь обострилась ситуация. За этот день в захваченном албанскими террористами крае вооруженным нападениям дважды подверглись безоружные сербские жители. Это произошло в так называемых сербских анклавах, местах, где, несмотря на более чем столетнюю этническую экспансию албанцев, сербам удалось сохранить большинство.
Коротко напомню: край Косово и Метохия, где албанцы стали этническим большинством лишь в начале XX века, исторически является колыбелью сербской государственности. А также культуры и духовности этого православного славянского народа. К слову, само греческое слово "μετοχή" переводится как "церковный надел", а это напоминает в том числе и о том, что именно на косовской территории изначально находилась резиденция первоиерархов Сербской Церкви.
Еще в 1389 году под Приштиной, нынешней косовской столицей, произошла легендарная Битва на Косовском поле ("Косовска битка"), в результате которой сербы, хоть и потерпели поражение от турок-османов, но проявили чудеса героизма и нанесли захватчикам огромный урон. За прошедшие шесть столетий это историческое событие обросло огромным количеством легенд и сегодня значит для сербов ничуть не меньше, чем Куликовская битва для русских.
Однако, в результате вооруженного вмешательства НАТО против Югославии, в 1999 году край Косово и Метохия был насильственно отторгнут от этой балканской страны. Запад стремился как можно скорее разрушить последнее крупное православное государство Юго-Восточной Европы, чьи исторические и духовные связи с Россией продолжали оказывать серьезное влияние на политику Белграда.
С тех пор прошло уже больше 15 лет. За это время Югославия окончательно развалена, Сербия же с отторжением Черногории потеряла и выход к морю. А черногорский премьер-министр Мило Джуканович, заявив, что без Сербии перед республикой откроются самые радужные (во всех смыслах) европейские перспективы, выдвинул чудовищный по своему цинизму лозунг "С сербами тяжело в Европу!". И сегодня, вопреки воле самих черногорцев (многие из которых по-прежнему считают себя неотъемлемой частью сербского народа), ведет Черногорию в НАТО.
Но вернемся в Косово, где сегодня, как и в 1389-м, и в 1999 году, льется кровь простых сербских граждан, не желающих покидать эти не просто насиженные, но и веками намоленные места. Где албанскими террористами продолжают разрушаться древние православные святыни (список безвозвратно утраченных храмов и монастырей уже насчитывает десятки церквей и обителей). Так в чем же причина сегодняшнего обострения ситуации?
На самом деле очередной виток антисербской агрессии породила попытка компромисса, который далеко не всегда является лучшим способом решения проблем. Власти Сербии предложили "умеренным террористам", находящимся у власти в Косове, разделить полномочия. Последние согласились на создание косовского Сообщества сербских общин (муниципалитетов, где сербы составляют этническое большинство) на правах автономии. Все это вызвало взрыв протестов террористов "неумеренных", в мечтах которых Косово должно окончательно стать европейским аналогом запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, а его территория - полностью "освобождена" от сербов. И именно эту расистскую цель преследуют те, кто в эти дни развязал новую волну террора против мирного населения сербских анклавов.
Конечно, снявши голову, по волосам не плачут. А потому нет смысла говорить о том, что еще в 1999 году российские власти могли спасти наших православных братьев на Балканах одним росчерком пера, предоставив Югославии возможность приобрести несколько зенитно-ракетных комплексов С-300. Как сейчас помню лица сербских патриотов, стоявших тогда на мостах Белграда в виде "живых мишеней" и просящих Россию помочь не войсками (сербы и сами умеют воевать), но лишь системами противовоздушной обороны. "С-300!" - умоляюще скандировали они, а мы ответили им лишь "разворотом Примакова над Атлантикой" и героическим, однако в итоге свернутым "марш-броском на Приштину".
Но в Realpolitik нет места сослагательному наклонению и эмоциям. А потому нужно понять, что же Россия сегодня может реально сделать для косовских сербов, помимо недопущения вхождения так называемой Республики Косово в ЮНЕСКО и тому подобные международные организации? Было бы наивным предлагать совершить "Бросок на Приштину-2" или контртеррористическую операцию ВКС России в Косове. Однако сегодня Россия, в связи с обострившейся ситуацией, вполне могла бы вернуться в состав сил KFOR и стать гарантом сохранения прав сербского населения хотя бы в Северном Косове. Или, как минимум, мы могли бы регулярно проводить совместные российско-сербские военные учения близ Косова.
Для того же, чтобы этот исторический край вернулся в состав Сербии, сегодня уже явно недостаточно военно-технической мощи и политической воли. Нужна воля куда более высокого порядка. И если Господу будет угодно, Он еще вернет свои святыни тем, кто в XX веке их утратил, увы, уже не впервые. А пока "Косовска битка" продолжается. И не только между Приштиной и Белградом, но и между Вашингтоном, Брюсселем и Москвой.