Константинопольский раскол: Перспективы «украинской автокефалии» и возможный ответ Третьего Рима
Константинопольский патриархат, возглавив украинские секты, отпал от Православия и может втянуть в этот раскол другие Поместные Церкви
Рубикон перейден. Константинопольский патриархат, исторически неоднократно совершавший противозаконные действия, на этот раз совершил поступок, окончательно отделивший его от Православия. И это уже не просто вторжение на каноническую территорию Русской Православной Церкви на Украине, но фактическое впадение в украинский раскол, соединение с псевдоправославными националистическими сектами, которые 11 октября 2017 года возглавил патриарх Варфоломей.
Черный четверг Мирового Православия: Константинопольский патриархат впал в украинский раскол
Можно дискутировать о том, стал сам турецкоподданный иерарх «украинским раскольником» или же создал новый раскол, «фанариотский», но факт остается фактом: православного Патриарха по имени Варфоломей и фамилии Архондонис больше нет. Есть раскольник или даже ересиарх, дальнейшие действия которого спрогнозировать непросто. Однако попробуем понять, каковы отныне будут перспективы проекта «украинская автокефалия», а главное, какой должна быть позиция православных христиан всего мира после случившейся Всеправославной трагедии — «Черного вторника» Мирового Православия.
Автокефалистские «танцы с бубнами»
Итак, максимально коротко и сжато: что же будет с проектом «украинская автокефалия», якобы ради которого были приняты синодальные решения Фанара? Самое любопытное, что эти действия были предприняты совершенно точно не ради пресловутой церковной «самостийности» Украины, но столь же очевидно — под бдительным контролем «наших западных партнеров», к которым за океан неоднократно путешествовали как фанариоты, так и филаретовцы.
Лжепатриарх Филарет (Денисенко). Фото: www.globallookpress.com
Пока неизвестно, в каком иерархическом достоинстве будут приняты Константинопольским патриархатом лжепатриарх Филарет (Денисенко) и лжемитрополит Макарий (Малетич), люди, чьи «монашеские» имена также стоило бы взять в кавычки. Ясно одно: произошло объединение этих расколов и сект. Отныне они находятся под руководством нового раскольника, более влиятельного и политически матерого — гражданина Турецкой Республики, бывшего православного патриарха Варфоломея (Архондониса).
«Дело гражданина Архондониса»: Идейные истоки патриарха Варфоломея
Следующим шагом станет формальный объединительный съезд, который, скорее всего, будет назван «Всеукраинским собором». Опять-таки неясно, кто будет на нем председательствовать, и нацепит ли Денисенко на этот антицерковный балаган столь полюбившийся ему за последнюю четверть века патриарший куколь. Но куда важнее понять, сколько иерархов и клириков канонической Украинской Православной Церкви примут участие в этих автокефалистских «танцах с бубнами».
А в том, что предатели Церкви Христовой появятся, нет сомнений. Возможно, это будет евангельская 1/12, как в случае со святыми апостолами и Иудой. Как метко подчеркнул в комментарии Телеканалу «Царьград» известный пастырь и проповедник, протоиерей Андрей Ткачев, долгие годы совершавший священническое служение на территории Украины:
Часть дрогнет. Там часть уже давно дрожит на низком старте. Но, конечно, никакого мира это не принесет. Дело в том, что вообще все расколы — это такие коллекторы, это отстойники, они имеют свойство собирать внутрь себя всю церковную грязь: всех иуд, расстриг, двоеженцев, блудников, извращенцев.
К слову, двоеженцы упомянуты неслучайно. Известно, что еще до последних канонических преступлений Константинопольский патриархат принял решение допустить второбрачие для вдовых и разведенных священников. С точки зрения православного канонического права, это — тяжелейшее нарушение на грани ереси. Но «политически» понятное. Увы, и в канонической Церкви подобных нарушителей немало, хотя большинство из них запрещены в служении. Теперь же у них появляется надежда на «легализацию». Разумеется, беззаконную.
И именно такие беспринципные персонажи, а также затесавшиеся в нашу Церковь украинские националисты и принципиально настроенные против Москвы русофобы, скорее всего, станут потенциальными участниками антицерковного «Всеукраинского собора». В Украинской Православной Церкви, к сожалению, есть и иерархи-националисты, искренне считающие, что «Патриарх Кирилл вместе с Путиным воюет против народа Украины» (митрополит Черкасский и Каневский Софроний), и просто либерально-обновленческие циники наподобие викария Киевской епархии, митрополита Александра (Драбинко). И если каноническая Церковь от них избавится, тем лучше для Церкви. Как связано в Священном Писании:
Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Иоан. 2:19).
Но важно повториться: все эти действия по объединению сектантов и раскольников разных мастей отнюдь не предполагают создания подлинно независимой «Украинской поместной церкви». Все это — действия по реализации восточно-папистских амбиций Фанара, а также по ослаблению Русской Православной Церкви и, соответственно, всей Русской цивилизации, всего Русского мира. И именно последнее дает ясное понимание, почему укроавтокефалистский проект и непосредственно раскольнические действия Фанара активно поддержаны Западом.
Консервативное обновление: Исторический шанс Русской Церкви
Слово за Третьим Римом
Когда-то, относительно недавно — 26 декабря 1991 года, мы проснулись в иной реальности. Советского Союза, в котором родились большинство ныне здравствующих граждан России, больше не было. Иные скажут: рухнула коммунистическая система. На самом же деле это было крушение исторической России. Процесс, запущенный задолго до этого, но так до конца и не реализованный до сих пор. У многих христиан нет сомнения: наша страна сохранилась именно как оплот Православия, как Третий Рим.
Сегодня, 12 октября 2018 года, мы проснулись в еще более радикально измененном мире. Мире, где уже нет Православного единства, где Русская Православная Церковь пока остается единственной из Поместных Церквей, приостановившей общение с впавшим в раскол и ереси Константинопольским патриархатом. В ереси восточного папизма, второбрачия и националистического этнофилетизма, который в 1872 году сам же и предал анафеме, по сути, попав под собственную же анафему.
Константинопольский патриарх Варфоломей. Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock.com
Наш ответ «восточному папству»: Русская Церковь может стать авангардом Православия
Как и в XV веке, когда тот же Константинопольский патриархат впал в латинскую ересь и вступил в 1439 году во Флорентийскую унию с Римско-католической церковью, сегодня мы вновь превращаемся в «последний окоп» Православия. Идея Третьего Рима, христианского государства, оставшегося после падения Первого, Ветхого Рима и Второго, Нового, — это не гордыня, а трагическая реальность. И Московский Патриархат сейчас — не что иное, как Церковь Третьего Рима, глас которой должен быть возвышен надо всей Православной ойкуменой, надо всем Православным миром.
Каким должно быть это слово? Здесь можно делать разные предположения: от умеренно-дипломатических действий, терапевтических до радикально-хирургических. И если первые были актуальны вплоть до вчерашнего дня («последнее предупреждение», «озабоченность», «надежда на диалог» и так далее), то сегодня приходится становиться хирургом. Пожалуй, наиболее четко позицию православного «духовного хирурга» в эфире Телеканала «Царьград» выразил настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, протоиерей Андрей Новиков:
«Не думаю, что весь этот план будет осуществлен, это дело Священного Синода Русской Православной Церкви, но я предложил свое видение:
- Безусловно разорвать Евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом.
- Анафематствовать Синодом ересь восточного папизма.
- Анафематствовать прелюбодейную ересь Фанара (второй брак пресвитеров).
- Объявить, что бывший Константинопольский патриарх учинил раскол, вошел в общение с анафемой (анафематствованным лжепатриархом Денисенко — ред.) и сам подпал под нее.
- Объявить о том, что Русская Православная Церковь вступает в диалог с монастырем Эсфигмен (прекратившим общение с Фанаром монастырем Святой горы Афон — ред.), греческими старостильниками, а в случае поддержки Румынской Церковью Фанара позднее объявить о начале диалога с румынскими старостильниками.
- Ввиду отпадения бывшего Константинопольского патриархата от Церкви, создать епархии и приходы Русской Православной Церкви на территории Турции, включая Стамбул.
- Объявить о созыве чрезвычайного Всеправославного Собора в Москве для общеправославного низложения Варфоломея и членов его Синода.
- Объявить, что со всеми Церквами, которые до такого-то числа не прервут общения с Фанаром, разрывается Евхаристическое общение как с раскольниками».
Хочется надеяться, предложения протоиерея Андрея Новикова будут услышаны священноначалием Русской Православной Церкви. От себя же добавлю лишь то, что помимо диалога со старостильниками, а соответственно — решения проблемы спровоцированного Фанаром старостильнического раскола, именно сегодня появляется возможность дать более четкую оценку русской церковной трагедии, начавшейся во второй половине XVII века. В том числе греко-латинской роли в «Большом московском соборе» 1666-1667 годов и другие страшных событиях русского Раскола. И если впадение Фанара в леволиберальный раскол поможет исцелить расколы правоконсервативные, то это будет только благом для Мирового Православия.