Авторизация
Санкт-Петербург
Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Дробовик против FPV-дрона: Русскому солдату требуется оружие последней надежды
Фото: MOD Russia / Globallookpress
Технологии и наука Армия

Дробовик против FPV-дрона: Русскому солдату требуется оружие последней надежды

На днях русское общество радовалось за нашего бойца, который сумел переиграть оператора вражеского FPV-дрона и остался жив. Однако в Сети легко найти сотни, если не тысячи видео, на кадрах которых и наши, и украинские пехотинцы проигрывают подобные схватки с маленькими жужжащими машинами и погибают. Подробности читайте в материале Царьграда.

Ещё совсем недавно по всем украинским пабликам стоял вой и стон о том, как русская армия массово применяет FPV-дроны и с их помощью прокладывает путь своим штурмовым группам под Авдеевкой. Прошло три месяца, и противник смог решить проблему, насытив свои подразделения станциями РЭБ, которые ограничили дальность применения наших дронов буквально 300 метрами.

Противник не сидел на месте и начал массово ставить помехи на частоты изделий от основного поставщика. А так как из-за монополии они были самой распространённой моделью в войсках, то армия разом почти осталась без рабочих FPV-дронов,

– написал на днях в своём Telegram-канале военный обозреватель Борис Рожин.

Но об этом чуть ниже…

Как и предупреждал военкор Максим Фомин, он же Владлен Татарский, FPV-дроны превратились в одного из наиболее опасных врагов пехоты и техники. Эти аппараты обеспечивают исключительную гибкость применения: беспилотник может зависнуть на месте или на минимальной скорости "заплыть" в землянку, а может с крутого пикирования ударить в открытый окоп или крышу танка.

Русский боец засёк FPV-дрон противника и попытался поразить его из автомата. А когда понял, что коптер летит прямо на него, сумел ускользнуть от пикирующей смерти. Скриншот кадра видео ТГ-канала Царьград

Угрозу, исходящую от FPV-дронов, в настоящее время практически невозможно переоценить. Они способны выполнять большинство задач по огневому поражению, а невысокая цена позволяет использовать их для убийства отдельных бойцов, и более того – для добивания раненых.

В этом свете одной из главных задач ближайшего года становится адаптация нашей пехоты к этой угрозе и создание средств её нейтрализации. Об этом Царьград поговорил с Алексеем Левошко – военным инструктором Координационного центра помощи Новороссии, ветераном боевых действий в Донбассе и контртеррористических операций на Северном Кавказе.

В чём основная проблема?

До сих пор основное внимание в борьбе с FPV-дронами и беспилотниками квадрокоптерного типа уделялось антидроновым ружьям. Проблема, однако, в том, что такие изделия при всей их эффективности имеют небольшую мощность и, соответственно, дальность применения.

Антидроновые ружья до недавнего времени были главным оружием в борьбе с FPV-дронами и беспилотниками. Фото: Zhuravlev Andrey/Shutterstock

Кроме того, противник отслеживает их применение на линии фронта и адаптирует уже свои дроны. Поэтому "ружьё", прекрасно работавшее полгода назад, может не справиться с недавно появившимися дронами. А цена всего одного несрабатывания – жизнь оператора, а то и целой группы бойцов.

С другой стороны, большие станции РЭБ, производимые нашей оборонной промышленностью, имеют огромную мощность и широкий диапазон перекрываемых частот, но при этом являются прекрасной целью для вражеской артиллерии, а поэтому вблизи линии фронта долго не живут. Их задача – прикрывать важные объекты в тылу.

Как эту проблему решить?

Фронту нужны средства РЭБ, сочетающие относительно высокую мощность с компактностью и небольшим весом. Алексей Левошко отметил, что такая станция должна перекрывать диапазон частот от 400 МГц, на которых беспилотник передаёт видеопоток, до 6 ГГц, на которых он получает управляющие команды.

Пускай это будет небольшой ящик с генератором на один киловатт. Заправленный генератор может работать непрерывно шесть-восемь часов, и вокруг него будет зона в 100 метров, которая будет непроницаема для FPV. Если мы закроем от 400 МГц до 6 ГГц – никто никуда не полетит. При этом радиосвязь у нас останется,

– пояснил Левошко.

Сейчас такие устройства есть для техники, например станция РЭБ "Волнорез", но вот для пехоты такие установки не производятся и, насколько можно судить по данным открытых источников, в войска не поставляются.

Станция РЭБ "Волнорез" предназначен для защиты от дронов. Видео с этим оборудованием уже появилось в соцсетях и очень обеспокоило украинских военблогеров. Скриншот ТГ-канала "Про зв'язок від Сергія Флеш"

Также бойцам нужны дрон-детекторы – небольшие устройства, которые улавливают характерное для БПЛА излучение и предупреждают о приближении опасности. Поскольку радиосигнал распространяется быстрее, чем летит беспилотник (да и вообще любое физическое тело), у бойцов с дрон-детекторами есть несколько десятков секунд, чтобы укрыться от приближающейся опасности.

Военкор Андрей Филатов показал дрондетектор "Булат". "Эта коробочка три раза подсказала мне, когда нужно бежать", - рассказал военкор. Скриншот кадра видео ТГ-канала "Репортер Filatov"

Когда РЭБ станет бесполезной

В настоящее время между производителями дронов и РЭБ идет классическая борьба "меча и щита": разработчики беспилотников сдвигают управляющие частоты, а создатели глушилок и сканеров оптимизируют свои изделия под меняющиеся возможности вражеских "птичек".

По словам Бориса Рожина, основным поставщиком FPV-дронов для армии была выбрана одна группа энтузиастов. Это позволило нарастить массовость выпуска, но при этом унификация привела к потере гибкости.

Военный обозреватель говорит, что намного разумнее было бы распределять заказы между тремя-четырьмя группами разработчиков и производителей, чтобы поддерживать между ними здоровую конкуренцию. Но стремление сделать всё единообразно и по шаблону в очередной раз подвело наших военных.

Основными поставщиками FPV-дронов для армии выбрана группа энтузиастов. Фото: RZ Images/Shutterstock

Возможно, ситуация с переставшими работать FPV-дронами в ближайшее время будет решена. Но создатели РЭБ находятся в ещё более худшем положении. Вероятно, в плане борьбы с дронами-камикадзе это направление доживает свои последние месяцы – может быть, год.

До сих пор задача борьбы с беспилотниками сводилась к тому, чтобы забить помехами диапазон частот, используемых для управления аппаратом. Но что если беспилотники научатся атаковать без участия оператора? Если машине на финальном участке полёта больше не будут нужны управляющие сигналы, средства РЭБ станут полностью бесполезны.

Кто-то скажет, что это фантастика, но на самом деле – уже нет. В ноябре прошлого года стало известно, что наши "Ланцеты" используют технологию автоматического распознавания целей. 

И теперь задачи расчёта сводятся к тому, чтобы обозначить дрону зону боевого дежурства в программе и запустить с катапульты. Функции поиска и захвата цели выполняет автоматика, а операторы сразу после запуска могут уходить с позиции,

– сообщал Telegram-канал "Военная хроника".

Фактически теперь вопрос сводится к тому, чтобы перенести технологию с относительно больших "Ланцетов" на мелкие FPV-дроны. Что это возможно – тоже сомнений не вызывает: в 2020 году турецкий квадрокоптер-камикадзе Kargu-2, действуя в автономном режиме, выследил и убил вражеского пехотинца в Ливии. Этот инцидент зафиксирован ООН и считается первым подтверждённым случаем убийства человека боевым роботом.

Модернизированный русский "Ланцет" летает уже не на 30 км, а до 90 км. Теперь на фронте под прицелом нашей "птички" каждая единица высокотехнологичной техники противника. Фото: RZ Images/Shutterstock

Военно-технический прогресс совершил очередной виток и вернулся в точку, которую уже проходил несколько лет назад. Вот только теперь роботы, охотящиеся на людей, будут не военной экзотикой, а массовой технологией. И это особенно важно для наших Вооружённых сил, поскольку у нас развитию РЭБ уделяется особое внимание.

Соколиная охота на людей

Господин Левошко также считает, что беспилотники будут эволюционировать в этом направлении. Он сравнивает применение FPV-дронов ближайшего будущего с соколиной охотой, где хищной птице просто показывают цель с большого расстояния, а всё остальное она делает сама.

Пилот – точнее, это уже будет "стартовик" – будет задавать район патрулирования либо средствами видеофиксации отмечать цель и добиваться подтверждения от дрона, что тот её увидел. А дальше дрон по типу "Джавелина" с набором высоты уходит в сторону цели и атакует её,

– пояснил эксперт.

Беспилотник-камикадзе, способный в автономном режиме выслеживать и убивать людей, на картинке из презентации производителя выглядит как милый коммерческий квадрокоптер. Фото: stm.com.tr

По его словам, для реализации такой схемы даже не нужны продвинутые технологии вроде искусственного интеллекта: достаточно функции автосопровождения цели, которая уже есть в фото- и видеокамерах.

В них можно стрелять

После того как FPV-дроны получат возможность автономной атаки, единственным способом борьбы с ними станет физическое уничтожение. Солдаты и сейчас стреляют по ним, но, как правило, без особого успеха: машина маленькая, движется быстро, под непривычными углами. Кроме того, боец испытывает сильнейший стресс.

Левошко отметил, что повысить эффективность наших военных можно было бы за счёт оснащения их хорошими коллиматорными прицелами.

Дело в том, что, когда ты в суете – а штатные прицельные приспособления у нас чёрно-белые, – где мушка и целик на автомате, ты вспоминаешь в последнюю очередь. Вскидываешь и пытаешься стрелять – это психологическая особенность. А если ты увидишь перед глазами красную точку, то её очень легко совместить с целью,

– пояснил эксперт.

Коллиматорные прицелы эффективно решают проблему попадания по цели. Во многих ситуациях коллиматорный прицел позволяет прицельно выстрелить быстрее, чем с "механикой". Фото: Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press

Пока ключевая проблема в этом направлении состоит в том, что в наших Вооружённых силах отсутствует культура использования коллиматорных прицелов. На уровне Министерства обороны это изделие не считается чем-то важным, а отдельные бойцы, ставящие их на своё оружие, часто делают это неправильно.

Левошко отметил:

Чтобы солдаты могли попадать в дроны, их нужно отдельно учить стрельбе по воздушным мишеням, а также оснащать активными наушниками, которые позволят им услышать приближение дрона прежде, чем его можно будет разглядеть.

Более того, имеет смысл создавать специальные стрелковые комплексы, заточенные на борьбу с беспилотниками. В таком качестве хорошо показал себя пулемёт РПК с установленным на него десятикратным оптическим прицелом и выделенной под него треногой.

Боец слушает активными "ушами", что где-то летает дрон. И при помощи этого прицела способен отследить и поразить дрон на удалении до 300 метров при высоте полёта в сотню метров,

– отметил наш собеседник.

Боец благодаря коллиматорному прицелу может отследить и поразить дрон на удалении до 300 метров при высоте полёта в сотню метров. Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press

Левошко пояснил, что на таком расстоянии, если смотреть невооружённым глазом, БПЛА выглядит как блоха, размером меньше штатной мушки. Но если его видно в оптический прицел, то сбить дрон вполне реально, так как для РПК 300 метров – практически дистанция прямого выстрела.

Возвращение дробовика

Вообще, идея использовать дробовик для борьбы с дронами, что называется, лежит на поверхности. Когда об этом заходит речь – как правило, сразу вспоминаются такие изделия, как "Сайга" и "Вепрь", созданные на базе автомата и пулемёта Калашникова.

Однако господин Левошко считает, что это далеко не самый оптимальный выбор:

Дробовики на базе Калашникова имеют значительные размеры и массу, но противодроновое ружьё должно быть дополнительным оружием, а не заменой штатного автомата.

В штурмовом бою от 12-го калибра тоже немного толку: ведь бойцам нужно много патронов к автомату, чтобы вести огонь на подавление, им нужны гранаты и мощные подрывные заряды, которыми можно уничтожать окопные заграждения и складывать блиндажи. Тащить же в бой гладкоствольное оружие, весящее как автомат, и брать дробовые патроны вместо других боеприпасов – плохая идея.

Антидроновый дробовик должен быть максимально лёгким и удобным в стрельбе именно по воздушным целям. И в этом качестве, полагает эксперт, наилучшим кандидатом выглядит МР-155. Небольшая вместимость подствольного магазина не является проблемой, поскольку атака дрона скоротечна и времени на долгую стрельбу у бойца всё равно не будет.

Вкладка у него немного иная, более удобная для стрельбы вверх. На него даже можно не ставить коллиматорный прицел, можно обойтись оптоволоконной мушкой зелёного цвета, она прекрасно работает и летом, и зимой,

– пояснил Левошко.

Идея использовать дробовик для борьбы с дронами лежит на поверхности. И в этом качестве  наилучшим кандидатом выглядит МР-155 от концерна "Калашников". Скриншот ТГ-канала "Евстигнеев"

Также, по его словам, в момент отдыха бойца-зенитчика такое ружьё вместе с патронташем может ставиться на видном месте, и при появлении дрона его применит ближайший боец.

В сухом остатке

В общем и целом FPV-дроны представляют системную проблему и потому требуют системного же ответа. От необходимости учить бойцов уклонению от атакующей их "птички" до изменения структуры мотострелкового отделения с выделением в ней пехотинца-зенитчика и оснащением его специальным оружием и снаряжением.

Стоит отметить, что аналогичный этап эволюции пехота прошла в середине XX века, когда столкнулась с массовым применением танков. В ответ на новую угрозу были созданы подразделения бронебойщиков, вооружённые противотанковыми ружьями; позже распространение получили противотанковые гранатомёты и ПТРК. Конструкторы разработали противотанковые мины и кумулятивные ручные гранаты.

Логично предположить, что и адаптация к новой угрозе должна проходить таким же образом. В структуре отделения должен появиться боец с РПК, подготовленным для стрельбы по дронам на большой дистанции, и охотничьим дробовиком в качестве "оружия последнего шанса".

Как ответ на новую угрозу в виде дронов в каждом отделении ВС России должен появиться боец с ручным автоматом Калашникова. Скриншот кадра видео kalashnikovgroup.ru

Возможно, ему следует дать второй номер, который будет носить и обслуживать станцию окопной РЭБ (пока они не потеряют свою эффективность) и также будет иметь дробовик в дополнение к автомату.

Так или иначе, прогресс не стоит на месте, и русской пехоте придётся приспосабливаться к изменившимся условиям боя. Придётся, потому что на войне побеждает не самый сильный и даже не самый храбрый, а тот, кто лучше других адаптируется к новым условиям и отвечает на новые вызовы. А проигрывать мы не имеем права.

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Ну сколько можно? До ветеранов боевых действий добрались в тылу: Мигранты устроили реабилитацию ядом

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь