"Звезда на востоце Российского государства": Праведнодержавный князь Даниил Московский
14 марта умер святой благоверный князь Даниил Московский (1261–1303), небесный покровитель русской столицы.
Князь Даниил был младшим, четвёртым сыном Великого Князя Александра Невского (1221–1263) и Александры Брячиславовны, полоцкой княжны.
После смерти брата Александра Невского, Великого Князя Ярослава Ярославовича (1230–1272), своего дяди, князь Даниил стал первым полноправным правителем Московского княжества.
Князь Даниил в первый же год своего княжения построил деревянный Спасопреображенский собор на Бору (в будущем Московском Кремле), каменным он стал уже при Иване Калите, а в бесславном 1933 году был снесён по решению Политбюро ЦК ВКП(б).
В борьбе своих братьев, князей Дмитрия и Андрея, Даниил выступал миротворцем, содействуя заключению ими мира между собой. По возвращению в Москву основал Даниловский монастырь в честь своего небесного покровителя преп. Даниила Столпника (410–490).
В дальнейшем продолжал свою политику примирения русских князей между собой:
Бес кровопролития брань утоляше и мир составляше.
Одновременно князь Даниил умело собирал земли и служилых людей вокруг Москвы. Разбив рязанского князя Константина Романовича, он захватил Коломну, получил в наследство от бездетного племянника князя Ивана Дмитриевича Переяславль-Залесский.
Как строитель князь Даниил перестраивал деревянные храмы в каменные, строил монастырские здания. Особо надо отметить постройку Большой ордынской дороги, которая играла важную экономическую роль, делая из Москвы перекрёсток торговых путей.
Благоверный князь Московский окончил свои дни, приняв святую схиму. После смерти почитание его как святого началось с XVI века.
В 1652 году произошло обретение нетленных мощей князя Даниила, которые были перенесены в Даниловский монастырь. И почитание его как святого уже было весьма распространено.
В дальнейшем, в 1812 году, серебряный оклад с раки святого, был украден французскими солдатами. А после революции основанный им Даниловский монастырь был закрыт (1930) большевиками, судьба мощей князя Даниила после 1932 года неизвестна.
Значение князя Даниила Московского
В знаменитой "Степенной книге" (1560–1563) княжение Даниила подаётся как важнейший переходный этап к Московской Руси:
От Всеволода же Юрьевича и до Данила Александровича в Володимери державствоваху. От Данила же на Москве Богом утвержено бысть царствие Русских государей.
(ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 4).
В русской литературе Московского периода имеются целые рассуждения о необходимости для княжеской власти подвига. "Степенная книга" проводит прямую параллель между возвышением Московского государства и подвигами его князей-правителей. Верность Православию, личное благочестие и личная святость князей ставится в заслугу московским правителям. А также и само сохранение власти за родом Рюриковым в эти века суровых испытаний увязывается с подвигом и страданием за правду.
Именно потомство первого московского князя Даниила сумело решить своими созидательными трудами и военными подвигами задачу собрать воедино русское государство и освободиться от татаро-монгольской зависимости.
До сих пор весьма распространённым мнением является приписывание ханам Золотой Орды решающего влияния на власть Московских Государей. Мол, Московские Государи получили в наследство от ханов Золотой Орды своё представление о Самодержавии.
Страннейшее и тенденциознейшее мнение. Власть ханов была сугубо родовой и наследование шло по принципу успеха, связанного с убийствами родственников или военными предприятиями.
Особо это стало проявляться после принятия ислама, когда к реальной власти стали приходить не чингизиты Мамай и Тамерлан.
Нося типично деспотический характер, ханская власть имела всегда туманные религиозно-нравственные установки. Дробление на всё более мелкие орды никак не соответствовало пропаганде многочисленных русских летописцев, которые говорили о необходимости единства и собирания русских земель.
Сам результат борьбы Московского государства с Ордой и её различными ханскими осколками показал, что русский принцип единовластия, к которому стремились все Московские Государи, государственно более эффективен. Русские Великие Князья и Цари стремились не просто к сильной власти, а к освобождению. Иго понималось как последствие своих грехов. А с принятием Ордой ислама борьба из национальной превратилась в религиозно-национальную.
Со времен Даниила Московского в русских княжествах шло религиозное возрождение, строились монастыри и церкви, церковные подвижники и благоверные князья совместными усилиями закладывали фундамент христианской государственности и поместной Церкви.
В этом тяжёлом историческом процессе народ подчинил свои силы православным Государям, видя их во многом самоотверженное государственное служение, в котором они держали ответ перед небесным Царём Царей.
Подобное отдание воли народной в Волю Божию, в послушание Его земным слугам – Великим Князьям и Царям, и стало залогом веры в то, что Господь сам найдёт пути для возрождения Руси, а Государи Московские станут в Его руках орудиями Его Промысла о судьбах России.