"Томагавки" в Одессе: Русский город будет уничтожен? Жемчужина у моря в прицеле войны
Одесса затаила дыхание: решение США передать Украине мощные ракеты может стать спусковым крючком новой эскалации, которая ударит по городу. Никто не знает, где и когда прогремит первый взрыв, но ясно одно: попытка подвезти ракеты для ВСУ грозит городу, основанному русской императрицей у моря ради жизни и торговли, может превратиться в эпицентр самой масштабной трагедии этой войны.
Америка подбрасывает дрова
Это был взрывной инфоповод — президент США Дональд Трамп объявил о намерении передать Украине крылатые ракеты Tomahawk. Западные СМИ тут же подали это как "решающий шаг" и "переломный момент" в ситуации на Украине. Риторика — победная, настроение — воинственное: Америка снова "спасает демократию".
Чтобы не выглядеть, как обычно, мясником, США поддерживают иллюзию контролируемого применения силы. В Пентагоне говорят о "восстановлении баланса", о том, что теперь Россия "подумает дважды". Подчёркивается, что целеуказание и управление Tomahawk останутся под контролем американских военных специалистов. Это подаётся как страховка от эскалации: мол, Украина не сможет сама выбирать цели, Россия не будет считать это прямым актом войны. Видимо, удары "Томагавками" будут носить исключительно мирный характер — настолько, что у Москвы прямо рука не поднимется бить в ответ, разве что сразу сдаться.
На самом деле это риторический трюк. Для России и так любая ракета с американским "мозгом" — не украинская, а натовская. Вопрос не в этом, а в том, куда эти ракеты летят.
"Бить или не бить?". Трамп задумался. Скриншот: "Рейтер"
Поддержка США выглядит как стратегическая демонстрация силы без прямого участия американцев. Вашингтон посылает Москве сигнал: мы можем достать вас чужими руками. Таким образом, сами американцы должны видеть: они в этом замесе не участвуют и им волноваться не о чём.
Для Трампа это одновременно внешняя и внутренняя кампания. Внешняя — показ мускулов перед союзниками и противниками. Внутренняя — игра на электорате: президент, который не боится идти до конца, но без новых "грязных" войн, а якобы "хирургически", не снимая белых перчаток.
Россия не будет ждать
"Томагавк" для России — это не просто какая-то там крылатая ракета. Ещё со времен СССР и новостей в программе "Время" это символ агрессии США. "Томагавк" ассоциируется с войнами НАТО в Ираке, Югославии и Ливии, на которых эти ракеты сыпались щедрой рукой Пентагона.
Ракета была разработана в 1970-х, принята на вооружение в 1983 году — на службе 42 года. По своей базовой конструкции это субзвуковой крылатый ракетный комплекс с турбовентиляторным двигателем, низковысотным полётом и баллистическим профилем траектории. Дальность составляет сотни километров в зависимости от варианта. Комбинация INS + GPS — для пролёта, TERCOM (сопоставление контура местности) и DSMAC (цифровая корреляция сцен) для точного захода на цель дают ракете высокую точность попадания.
Модернизации были призваны повысить точность и "живучесть" ракеты. Последние — это Block IV (тактический Tomahawk, TLAM-E), главное обновление XXI века: улучшенный двигатель, способность кружить в заданном районе в ожидании команды, двусторонняя спутниковая связь, перенаправление в полёте и отправка изображений для оценки поражения.
Запуск крылатой ракеты "Томагавк". Фото: Пентагон
Block V и Maritime Strike — дальнейшие апгрейды с улучшенной навигацией, сенсорными головками для противоракетных задач и интеграция в сетевые боевые системы. Современный "Томагавк" — это уже не "ракета из 1980-х", а система с сетевой интеграцией, опасное оружие. Хотя дозвуковая скорость делает её перехват теоретически возможным при развитой ПВО, но системы TERCOM/DSMAC+GPS дают высокий шанс успешной атаки даже при частичной потере связи.
Поэтому появление "Томагавков" на Украине воспринимается в Москве как уже не шаг, а прыжок по лестнице эскалации вверх. Теперь сама Россия превращается в Ирак, Югославию и Ливию. "Красные линии" можно вспоминать с горьким смехом: "специальная операция" легким движением руки превращается… превращается… превращается в прямое столкновение с Западом. И то, что Трамп вуалирует это какими-то "может быть", мало меняет дело.
И у этой печальной истории своя чёткая логистика и география. "Томагавк" можно доставить на поле конфликта только морем в единственный украинский морской порт — Одессу. Это делает её ключевым узлом всей операции.
Одесский порт — морские ворота, склад доставленных морем грузов. Вся его инфраструктура, от пирсов до нефтебаз, мгновенно превращается в военный объект. Для России происходящее является поводом считать город легитимной мишенью.
Найти и уничтожить склады, ж/д эшелоны, порты и причалы до разгрузки — основной и самый прямой метод снижения поставок. Удары по морским конвоям, буксирам и причалам, которые везут боеприпасы, чтобы физически помешать доставке ракет, Москва будет сочетать с разведывательно-диверсионными мерами, чтобы пресечь логистику "Томагавков" до разгрузки. Будут поражаться склады, эшелоны, порты и базы — всё, где может появиться хотя бы контейнер с ракетой.
В ход пойдут "Герани", "Кинжалы", "Искандеры" и "Орешники" — инструменты точечного, но массового давления. Борьба с ними украинской ПВО создаст огромный риск для гражданской инфраструктуры и приведёт к росту числа жертв среди мирных жителей в порту и прибрежных районах.
После ударов по порту Ильичевска. Скриншот: тг-канал Олега Царева
Одесса в снегу и пожарах
Ракетная дуэль над Одессой этой осенью-зимой может превратить "жемчужину у моря" в замерзающий ад.
Теперь не только фронт, но и тыл могут стать настоящим полем боя. "Томагавки" расширяют область поражения до портов и тыловой логистики. Ответная логика Москвы — нейтрализация на подходе: удары по причалам, складам, эшелонам и по линиям снабжения. В результате критическая инфраструктура может попасть под удар ещё до того, как ракеты попадут в боевые пусковые установки.
Разрушенные причалы и склады приведут к перебоям с топливом и продовольствием. Повреждённые линии электропередач и подстанции — к отключениям света и тепла. Без света не будут работать насосы водоснабжения и отопление в больницах. Так борьба против ракет может породить быстро нарастающие гуманитарные кризисы.
Зима усилит трагедию. Отключение тепла и света в холодный сезон убивает элементарной невозможностью согреться и поддержать интенсивную медпомощь. Летние пожары сменятся зимними замерзаниями. Для мирных жителей это очереди у пунктов подзарядки, пустые полки, сломанные генераторы, умирающие старики и больные.
Одесса — город с русской речью, кошачьими двориками и вечной памятью о море. Когда перестанут работать кафе и театры, когда погаснут фонари на Приморском бульваре, ткань жизни порвётся ещё глубже. Война армий превращается в войну против памяти и культуры, неся новую неизгладимую травму поколений.
Что с того?
Вашингтон обещает Киеву жаркую поддержку, но гореть будет украинская земля.
Ракеты ещё не прибыли, а в воздухе уже пахнет смертью.
Американская технология и российский ответ сходятся в поединке над городом, где живут обычные люди, которые до недавнего времени спорили о ценах на Привозе и ждали детей и внуков на летние каникулы.
Одесса попала между ракетным молотом и наковальней. Ей не дали выбрать, за кого быть, но заставят заплатить за всех.