Современные финансовые пирамиды: Как не попасть в ловушку
В Санкт-Петербурге заключены под стражу четверо организаторов финансовой пирамиды, действовавшей в шести регионах России, а штаб-квартиру обустроивших в Пензе. Ущерб от их деятельности оценивается более чем в 1 миллиард рублей – месячный доход бюджета всей Пензы. Реестр пострадавших еще не составлен, но известно, что в нем будет более 3 тысяч человек
Статья для пирамиды
«Пензенская пирамида» работала шесть лет – средства вкладчиков привлекались под высокие проценты, на момент закрытия речь шла о 60% годовых. Организаторы и менеджеры пирамиды утверждали, что деньги вкладываются в высокодоходный бизнес, связанный с недвижимостью. Но следователи установили, что «никакой финансово-хозяйственной деятельности организация не осуществляла, а выплаты дивидендов производились за счет денежных поступлений от новых клиентов». Несложно подсчитать, что при соблюдении условий о 60% годовых число привлеченных от клиентов средств должно было увеличиваться почти в два раза ежегодно (организаторы тоже не бесплатно работали).
Несколько лет всех всё устраивало. А потом выплаты прекратились, зато пошел поток заявлений в полицию. Против обыкновения сбежать с деньгами организаторы не успели, как результат – арест и обвинения по статьям 159 (мошенничество) и 210 (организация преступного сообщества или участие в нем) УК РФ. Заодно выяснилось, в какие активы реально вкладывались «пирамидчики» – суд арестовал 22 объекта недвижимости, принадлежащей фигурантам уголовного дела.
Фото: Кадр из видео МВД РФ
Есть в этой истории один странный момент. Следствие утверждает, что речь идет о финансовой пирамиде, но при этом не использует статью 172 УК РФ, которая специально для борьбы с пирамидами создана:
Организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества физических лиц и (или) юридических лиц в крупном размере, при которой выплата дохода и (или) предоставление иной выгоды лицам, чьи денежные средства и (или) иное имущество привлечены ранее, осуществляются за счет привлеченных денежных средств и (или) иного имущества иных физических лиц и (или) юридических лиц при отсутствии инвестиционной и (или) иной законной предпринимательской или иной деятельности, связанной с использованием привлеченных денежных средств и (или) иного имущества, в объеме, сопоставимом с объемом привлеченных денежных средств и (или) иного имущества.
Судя по всему, у петербургских следователей просто нет опыта работы по этой статье и они используют привычные и любимые 159-ю и 210-ю. Однако в этом случае нельзя квалифицировать вскрытое преступление как организацию финансовой пирамиды.
Пирамида из-за решетки
Число пирамид в России неуклонно сокращается, рапортует Центробанк, и во многом именно благодаря принятию в 2016 году 172-й статьи. В 2014 году ЦБ выявил 450 пирамид, в 2016-м уже 180, в первой половине 2017-го чуть больше ста. Федеральных среди них практически нет: они перемещаются из региона в регион, играя на низкой финансовой грамотности населения.
Самой забавной – не для пострадавших, конечно, – была афера, раскрытая в конце 2017 года. Так называемые кредитно-потребительские кооперативы привлекали вкладчиков под скромные 16-20% – в 2,5-3 раза выше банковского процента по депозитам. Как обычно, вкладчики полагали, что их деньги идут на строительство жилья и бизнес-центров (это, кажется, универсальная отмазка), но ничего не строили, а просто выплачивали деньги за счет привлечения новых клиентов, пока эти клиенты не закончились. Общий ущерб – 6 миллиардов рублей, а юмор в том, что руководителем всей сети оказался бывший банкир Максим Серкин, находившийся (и, разумеется, продолжающий находиться) в местах лишения свободы по 159-й статье.
Фото: www.globallookpress.com
Геометрия русской пирамиды
Даже из этих двух случаев нетрудно извлечь основные признаки современной пирамиды.
1. Пирамида, в отличие от инвестиционных фондов, дает гарантии. Гарантировать доходность в 20% в наше время можно разве что в Венесуэле или Белоруссии с их высокой инфляцией.
Миллион процентов для Венесуэлы – грустный, но полезный урок для России
Кстати, нужно быть идиотом, чтобы привлекать средства населения под 20% годовых, когда чаще всего можно взять банковский кредит под 14-16%.
2. Почти всегда менеджеры пирамиды говорят о вложениях в строительство. Фантазию проявили разве что в Ижевске, где в качестве подарка и частичного обеспечения взноса клиентам предлагали… австралийские сапфиры. На поверку оказавшиеся, разумеется, стекляшками. Купилось более двух тысяч человек.
3. Организаторы пирамид настойчиво рекомендуют привлекать друзей и родственников: в банках так никогда не делают. Дело в том, что здесь сильна роль психологии, ведь пирамида имеет много признаков «мошенничества на доверии», и неслучайно в регионах с сильными родовыми связями жертвами преступников оказываются целые села.
4. Пирамиды очень любят брать названия, схожие с названиями известных легальных структур: используют слова, корни и префиксы «Альфа», «Открытие», «Газ», «Пром», «Сберегательный» и так далее. Если вы не можете определить, реально это инвестиционное подразделение банка или самозванцы, просто позвоните в «материнскую» организацию и выясните, есть ли у нее такая «дочка».
5. Некоторые пирамиды принимают обличье систем скидок («купонов»). Мошенники напоминают людям, что оптовые цены ниже розничных, и собирают деньги для покупки товара по оптовой цене. Сложность в том, что эта система действительно работает и есть вполне честные организаторы купонных закупок. Здесь надо понимать, что скидка в 5% от розничной интернет-цены – нормально, 10% странно, 20% практически всегда заканчиваются обманом: даже если первые акции завершатся успешными закупками, в какой-то момент организаторы, скорее всего, исчезнут. В последнее время такие пирамиды получили название «айфонных» – к сожалению, страсть нашего человека к дешевым понтам обходится ему весьма дорого.
Фото: www.globallookpress.com
Вакуум для пирамиды
Впрочем, основной причиной преуспевания пирамид в нашей стране является отнюдь не жадность ее жителей. Дело в том, что Россия испытывает системную проблему небольших частных инвестиций – какие-никакие деньги мы способны заработать, но вариантов их вложения очень мало. Первое, что приходит на ум, в том числе и организаторам пензенской пирамиды-пустышки, – недвижимость. Это действительно вложение номер один в России, но именно поэтому здесь регулярно происходят банкротства и надуваются пузыри.
Крах Urban Group: Концептуальные изменения на рынке новостроек
Один из таких пузырей лопнул в конце 2014 года – рублевые цены на вторичном рынке до сих пор не достигли уровня четырехлетней давности, а уж в валютном исчислении инвесторы понесли тогда гигантские потери.
А главное, что, скажем, миллиона рублей (доход среднего, «медианного» работника за два с половиной года) явно недостаточно для инвестиций в недвижимость. На эти деньги можно купить однушку в Грозном, можно комнату в Сыктывкаре, но далеко не факт, что эти вложения реально окажутся «инвестициями»: при необходимости быстро продать такой актив можно только с существенным дисконтом. А на жилье в Москве, Подмосковье, Петербурге или Екатеринбурге миллиона явно не хватит.
Многие рекомендуют покупать драгоценные металлы, но цены на них очень нестабильны, к тому же хранить такие активы дома небезопасно, а значит, придется доплачивать банку за хранение.
Далее в списке инвестиций идут финансовые инструменты – акции компаний, казначейские обязательства и прочие бумажки, не исключая иностранной валюты. Разнообразные форекс-компании всеми способами обходят запрет на рекламу своих услуг, но даже профессионалы рынка признают, что перед нами – управляемая лотерея, где простой участник может лишь догадываться о намерениях невидимых кукловодов. С переменным успехом, а чаще всего без оного.
Популярность банковских депозитов в России невелика: лидеры рынка, пользуясь своим привилегированным положением, предлагают весьма скромные условия, а от периферийных банков людей отпугивают «ковровые бомбардировки» финансового рынка Центробанком.
Так и появился инвестиционный вакуум, в котором комфортно чувствуют себя мошенники всех мастей. То есть перед нами не столько уголовная, сколько экономическая проблема.
* * *
Двадцать лет без дефолта
Конечно, читатель этой статьи достаточно умен для того, чтобы отдавать свои деньги каким-то мутным персонажам. Такими же умными считали себя, например, зарубежные держатели государственных казначейских облигаций России в 1997 - 1998 годах. А потом наступило 17.08.98, и карета высокой доходности превратилась в тыкву.
Такое происходило много раз на всех уровнях – и те, кто считали себя самыми умными, неизменно теряли больше всего.
Есть, впрочем, в этом мошенничестве и определенный философский смысл. Не является ли грандиозной пирамидой вся наша современная цивилизация? В ту ли сторону мы идем с безудержным потреблением и «посленасхотьпотопом»? Удастся ли нам «забрать свои сбережения» раньше, чем организаторы сбегут на хорошо охраняемые острова и оставят нас грызть глотки друг другу?