Риторика и косность: Крым мог бы получить мощный импульс в развитии
Воссоединение Крыма и России, вхождение в ее состав двух новых субъектов федерации, дали государству не только восстановление исторической справедливости. Заложенная еще со времен русской монархии историческая основа уже в наши дни бросила властям современной России новые экономические и геополитические вызовы. Уникальный регион необходимо не только возрождать, но и перерождать, помогать его интенсивному развитию. Тем более, в условиях внешних санкций.
Академик Российской академии наук, известный экономист Сергей Глазьев рассказал в эксклюзивном интервью телеканалу "Царьград" о том, что мешает региону развиваться более высокими темпами и как процессу развития могли бы помочь современные технологии, помноженные на политическую и экономическую волю.
Крым как новый и независимый финансовый центр
Уникальный регион сегодня оказался в не менее уникальной политической и экономической ситуации. С одной стороны, он вошел в состав России, которая всегда защищала и намерена в дальнейшем защищать его от внешних противников. А с другой – Крым находится под жесткими санкциями западных стран, скован ими экономически. Несмотря на всю поддержку федерального центра, в условиях санкций США республика в ряде аспектов лишаеется возможности жить по тем условиям, по которым живет страна. И речь здесь не только о Сбербанке или ВТБ.
В беседе с экономистом и телеведущим Юрием Пронько Сергей Глазьев отметил, что из своего положения регион мог бы извлечь много выгод, если бы не административные барьеры и чиновничье ханжество.
"Я бы предложил подумать о тех механизмах, которые могут нивелировать действие внешних санкций. Если Запад не признают легитимность российской юрисдикции в Крыму, почему мы в Крыму должны признавать легитимность обязательств перед Западом? О чем идет речь? Например, авторские права. Давайте мы программистам, которые работают в Крыму разрешим копировать любые программы, которые они хотят, создавать любые диски, которые они хотят, любые фильмы и так далее", - сказал Глазьев.
Фото: телеканал "Царьград"
По словам экономиста, Крым сегодня оказался фактически отключен от норм международного права, причем "штепсель" выдернули с противоположного конца. Более того, западная политика в отношении Крыма оказывает влияние и на исполнение российского права. Именно поэтому у крымчан сегодня по чьей-то (пока не очень понятной) логике может не быть Сбербанка, но должно быть право хотя бы игнорировать нормы, которые накладывают ограничения на развитие предпринимательской деятельности. Более того, своеобразный ответ через Крым и в его благо Россия могла бы дать посредством цифровизации полуострова, повышения его роли как экономического центра.
"На днях Госдума приняла в первом чтении закон о цифровых активах. Этот закон не дает нашим участникам этого рынка возможности для использования криптовалют в их хозяйственном обороте как валюты. Они интерпретируются как вещи. В Крыму можно было бы сделать цифровой офшор в хорошем смысле, где дать возможность для эмиссии цифрового рубля, который имел бы такую же покупательную способность как и рубль, но при этом его обращение могло бы идти вне банков через систему блокчейн", - прокомментировал эту идею Глазьев.
Академик отметил, что таким образом Крым получил бы тотальную финансовую независимость от запада и вообще имел бы собственный глобальный канал движение средств. Например, цифровой рубль имеет обращение по всей России, и, разумеется, в Крыму. Через криптовалюты он мог бы уходить за границу и элементарно сводить на нет финансовую изоляцию полуострова.
"Если мы в Крыму легализовали бы обращение криптовалют, создали бы центр биржевой, который бы обменивал криптовалюты иностранные на цифровые рубли, то это было был существенным подспорьем, потому что Крым стал бы центром экономической активности", - отметил Сергей Глазьев.
Фото: телеканал "Царьград"
Так в чем же проблемы?
Однако все, конечно же, не так просто. Разумеется, в данном случае возникли бы некие технологические барьеры, необходимы были бы новые специалисты (которых в стране вполне достаточно), новые мощности и внутрироссийские инвестиции. Однако самым мощным сдерживающим фактором выступает именно нежелание чиновников сдвигать подлобные процессы с мертвой точки.
"Косность. Мешает косность, догматизм мышления, нежелание наших нынешних властей внедрять новые технологии. Они создают ощущение, что все хорошо. Потому что им хорошо, значит, можно ничего не делать, сидеть на государственных деньгах, получать сотни миллиардов рублей прибыли, высасывая из экономики, из карманов граждан проценты, которые многократно превышают рост заработной платы и прибыльность", - отметил экономист.
"То есть наше государство и банкиры сидят на государственных деньгах, вместо того, чтобы заставлять эти деньги работать на развитие экономики, они получают сверхприбыль за счет завышенных процентов", - именно такой диагноз поставил Глазьев.
По его словам, столь яро избегающему работы в Крыму Сбербанку, на самом деле, хвастаться совершенно нечем. В чем источник таких прибылей Сбера (вспомним тут и небывалые дивиденды, которые отписаны банком акционерам-нерезидентам)? Сбербанк по сути забирает себе оборотные средства предприятий реального сектора российской экономики, предоставляя им кредиты дороже, чем доходность.
Успешное финансовое предприятие Германа Грефа не обходит стороной и население – из карманов граждан выкачиваются деньги по потребительским и ипотечным кредитам, процент по которым выше, чем темпы роста заработной платы. Эти средства впоследствии, как добавляет Сергей Глазьев, идут на валютные спекуляции.