Немецких журналистов заставляют отвечать за мигрантов, но шанс исправиться есть
Работников СМИ ФРГ вряд ли накажут за "беженцев". Ведь, расписывая их мнимые достоинства и подвергая моральному террору критиков нелегальной миграции, они выполняли указания властей и будут с еще большим рвением отстаивать правильность более разумной политики
Сколько гнева и возмущения обрушилось в свое время на ТАСС в связи с заявлением от 14 июня 1941 года. Ведущее информационное агентство страны "село в лужу", дезинформировало, усыпило бдительность советского народа накануне вероломного нападения коварного врага. Однако сталинских репрессий на ТАСС в тот раз - несмотря на вопиющий характер "прокола" - не обрушилось, потому что текст заявления поступил в агентство со Старой площади. Делать реально журналистов в этой ситуации крайними не пришло в голову даже Сталину, такому мастаку по этой части.
Как утверждают некоторые историки, обманутый Гитлером великий вождь лишь слегка обработал тезисы из секретного письма фюрера, которые его попросил опубликовать в советской печати канцлер Германии, чтобы-де успокоить своих военных, что СССР не нанесет им удар в спину, когда вермахт вот-вот двинется якобы покорять Англию…
Почему мы вдруг вспомнили сегодня об этом? Потому что появился повод. Речь идет о 200-страничном докладе Гамбургской медиашколы и Лейпцигского университета, заказанном респектабельным Фондом имени Отто Бреннера. В нем анализируется поведение немецких СМИ во время массового притока нелегальных мигрантов в ФРГ в 2015-2016 годах, причем так, как никогда раньше. По своему размаху и негативным последствиям социальный джихад в Европу ведь тоже можно считать историческим.
Во всем виноваты журналисты?
Оказывается, в миграционном цунами во многом виноваты… журналисты, которые, наплевав на объективность, ошибочно поддерживали официальную точку зрения – "Мы справимся" – и навязывали немцам "культуру гостеприимства".
Как отмечает в этой связи официоз "Немецкая волна" (DW), сотрудники СМИ "плохо выполнили свою работу, не смогли раскрыть и осветить ситуацию с разных сторон". Само же издание обращает внимание, что подобные обвинения до последнего времени можно было услышать "лишь от правопопулистов из "Альтернативы для Германии" (АдГ), однако сейчас немецкие газеты и их репортажи о беженцах активно критикует и серьезный научный институт".
Мы потом предложим свою версию, что бы это могло означать, а пока обратимся к основным "претензиям" к немецким коллегам.
Проанализировав тысячи статей крупнейших и ведущих изданий ФРГ вроде Süddeutsche Zeitung, Frankfurter Allgemeine Zeitung, Die Welt и Bild, а также 85 региональных газет, авторы доклада пришли к выводу: редакторы СМИ взяли на себя роль "народных просветителей" вместо того, чтобы критически разобраться, что это за "беженцы" обрушились вдруг на Европу со всего мира. Мало того, они постарались добиться того, чтобы критические высказывания о наплыве "беженцев" в этот период вызывали подозрения в "ксенофобии".
Немецкие СМИ навязывали немцам "беженцев", давя на эмоции, установили исследователи. Фото: www.globallookpress.com
Исследователи подтвердили то, что было прекрасно видно зрячим наблюдателям и невооруженным взглядом: мнение немцев, которые "по разным причинам скептически или критически относилась к действиям правительства", не было достаточным образом представлено в общественных дебатах. Зато активно пропагандируемая СМИ, продвигаемая правительством Меркель "культура гостеприимства" стала своего рода "заклинанием". Статьи о "беженцах" страдали от чрезмерного морализаторства, были переполнены излишней сентиментальностью и содержали слишком мало критических замечаний.
Так, из 35 тысяч рассмотренных материалов лишь в шести процентах (!) случаев речь шла о достоверной и взвешенной новости или репортаже. В то же время эксперты, которые могли бы рассказать читателям, что просители убежища - это отнюдь не ангелы, фигурировали лишь в одной статье из каждых ста.
Также оказалось, что 43% всех выбранных героев газетных материалов были представителями правительства и политических партий, призывавших немцев принимать с распростертыми объятиями "беженцев". В особенном фаворе были наиболее рьяно поддерживающие нелегальных мигрантов "зеленые", которым журналисты давали возможность высказываться на тему беженцев в два раза чаще, чем представителям Левой партии, которые не проявляли в этой связи особенного восторга, хотя и не выступали против. А вот асистемная АдГ, которая уже была в то время представлена в ряде земельных парламентов, почти не получала доступа к прессе.
Этого хотели "политические элиты"
Авторы исследования установили, что в таком освещении темы "беженцев" были заинтересованы "политические элиты". Поэтому неудивительно, что 83% изученных газет скорее позитивно высказывались по теме беженства, навязывая немцам "культуру гостеприимства", в то время как аргументы тех, кто выражал опасения в связи с этим, упоминались лишь вскользь. Все это привело к созданию "информационного вакуума", в котором стало вариться немецкое общество.
В докладе констатируется, что эта благостная картина была нарушена событиями новогодней ночи в Кельне, когда 1 января 2016 года в этом городе на Рейне (как, впрочем, и по всей стране, что СМИ с подачи властей удалось тогда замолчать) толпы мигрантов стали нападать и подвергать сексуальному насилию сотни немецких женщин. Лишь после того, как правда о событиях в Кельне выплыла наружу и получила общественный резонанс, в немецких СМИ начали осторожно критиковать "беженцев". Авторы исследования наивно в этой связи замечают: "Возникает впечатление, что многие журналисты хотели тщательно наверстать упущенное, сделать то, что они прозевали раньше". Значит, вначале "прозевали", потом - "прозрели" и начали "наверстывать упущенное".
"Немецкая волна" делает в заключение вывод: "Даже если этот доклад и нельзя назвать идеальным, многим представляется, что он является оглушительной пощечиной немецким СМИ. Вероятно, она могла быть еще более болезненной для масс-медиа, если бы были рассмотрены и проанализированы телевизионные репортажи. Но на это у экспертов пока не хватило времени".
Колебались вместе с генеральной линией партии
Что можно сказать в этой связи? Прежде всего, то, что дело тут вовсе не в позиции журналистов, а в правительственной политике. Немецкие журналисты всегда делали именно то, чего от них хотели родные власти. Меняться стала правительственная политика – и журналисты заколебались вместе "с генеральной линией партии". Да, было время, которое еще не прошло, когда СМИ шельмовали людей, критиковавших власти за политику "открытых дверей". Противники "политики гостеприимства" делали это не потому, что были жестокосердечны и не сочувствовали настоящим беженцам. А потому, что видели: правом на убежище злоупотребляют экономические мигранты, что они ведут себя как завоеватели, что это охотники за социальными благами, невиданными в их собственных странах, что среди них есть террористы. Как и то, что пришельцы ни во что не ставят немецкую культуру, законы и твердо уверены в своем праве переделывать Германию под себя.
С 2015 года накопилась масса фактов, которые стало невозможно отрицать, что это зачастую именно так. Это постепенно поняли и либералы у власти, и многие поначалу благодушно настроенные к "беженцам" рядовые немцы. Однако лишь когда наверху и в обществе в целом были твердо сделаны соответствующие выводы, пресса и стала более объективной, подготавливая общество к переменам в миграционной политике. "Заговорить" действительность политкорректными сказками и на этот раз не удалось, идеология осталась идеологией, а реальная жизнь - реальной жизнью…
Хочется надеяться, что исправятся
Остается лишь надеяться, что теперь журналисты немецких мейнстримных СМИ действительно отработают накопившиеся за ними "долги" и что речь идет о смене курса, а не предвыборной политической мимикрии, после чего власти - и соответственно сотрудники СМИ - возьмутся за старое.
И все же давайте не будет слишком строги к немецким журналистам. Просто работа у них такая. Они выступают в этой истории лишь как дисциплинированные чиновники: пишут то, что им говорят. Точно так же поступил в июне 1941 года и ТАСС, публикуя свое знаменитое заявление.
Свобода печати редкое явление в этом мире: в Германии, например, ее не было никогда, в США свободны лишь маргинальные интернет-СМИ, которым противостоят системные Fake news. Даже разоблачения, с которыми выступает иногда в ФРГ позиционирующая себя как супернезависимая газета Bild, никогда не бывают случайным результатом правдоискательства. Это всегда политический заказ.
Существует целый ряд признаков, что в Евросоюзе в целом и в Германии, в частности, начинается пересмотр миграционной политики, что там осознали, что Европе нужна только квалифицированная рабочая сила, и дать убежище всем бедным и обездоленным со всего мира совершенно невозможно. И не нужно - им следует помочь наладить жизнь у себя дома. Это заявляется в ФРГ уже и на правительственном уровне и ретранслируется печатью. Явно не случайно в Ливию запретили недавно поставлять из ЕС резиновые надувные лодки, на которых в последнее время в Италию ежедневно пробираются по 5 тысяч нелегальных мигрантов.
В СМИ стали появляться сообщения о роли финансируемого Соросом флота "правозащитников", которые в сговоре с контрабандистами живого товара подбирают нелегалов у ливийских берегов и везут их в Италию.
Следующий этап - пресечение этого темного бизнеса. Ужесточается режим содержания "беженцев", урезается их содержание, идет подготовка к массовым депортациям лиц, которым отказали в "убежище". Одним из свидетельств того, что серьезные перемены в этом судьбоносном для Европы вопросе не за горами, и стало рассмотренное выше исследование Гамбургской медиашколы и Лейпцигского университета.
Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Читайте также по теме: