Молимся о вразумлении. "Вагнер" свернул в сторону гражданской войны?
Национальный антитеррористический комитет утверждает, что заявления, распространяемые от имени Евгения Пригожина, не имеют под собой никаких оснований. ФСБ России возбудила дело о призыве к вооружённому мятежу. Вопрос теперь в том, станет ли "Вагнер" инструментом для начала гражданской войны?
Что мы знаем? Днём 23 июня основатель ЧВК "Вагнер" Евгений Пригожин выступает с заявлением, в котором обвиняет министра обороны во всех смертных грехах. По сути, в том, что он вынудил начать ненужную, по мнению Пригожина, СВО. Трудно сказать, чего хотел добиться Пригожин своим заявлением, но факт, что порадовал он этим заявлением прежде всего "заукраинцев", эмигрантов, антироссийских пропагандистов. И "партию позорного мира".
Однако если бы дело ограничилось только этим заявлением, оно, вероятно, вскоре бы забылось. Или, может быть, привело бы к изменению отношения к лидеру "Вагнера" среди патриотов. Но события понеслись вскачь.
В тот же день Пригожин обвиняет Министерство обороны в том, что по тыловым лагерям Вагнера нанесён ракетный удар. В связи с этим обвинением Пригожин объявляет "марш справедливости" – по его словам 25 тысяч вагнеровцев начинают марш на Москву.
Разумеется, практически сразу последовали опровержения со стороны Министерства обороны. Чуть позже в Национальном антитеррористическом комитете заявили, что утверждения, распространяемые от имени Евгения Пригожина, не имеют под собой никаких оснований.
Здесь следует сделать оговорку: на момент, когда мы пишем эту статью, существует, помимо всего прочего, и версия о том, что заявления Евгения Пригожина вызваны дезинформацией. Проще говоря, основателя "Вагнера" кому-то удалось обмануть. Высказывается и версия, что его аккаунты в социальных сетях были взломаны и по крайней мере часть сделанных заявлений созданы врагом по технологии "дипфейк".
Несомненно, однако, что сейчас этим заявлениям очень радуются с запада от линии боевого соприкосновения. Там сейчас считают, что сбываются их самые смелые мечты. Помните, недавно Царьград цитировал американского профессора Элиона Коэна? Тот рассказывал, что совершенно неважно, как складываются дела на фронте. Нужно добиться поражения России – такого поражения, чтобы солдаты стреляли в своих командиров и бежали с фронта.
Заявления и действия, сделанные от имени Пригожина, приближают нас именно к такому развитию событий. К бунту вооружённых людей. К развалу фронта.
Какими бы ни были причины появления заявлений, по сути, речь идёт об ударе в спину. Или о попытке удара. Только не "Вагнеру", а русской армии.
В момент, когда армия отражает вражеское наступление, ЧВК, возможно, поворачивает оружие против командования. Или грозит повернуть оружие. На радость врагу.
В чём причина этих событий? Объяснений может быть множество, включая и неудовлетворённые амбиции, и реальные обиды. Во время битвы за Бахмут/Артёмовск мы несколько раз слышали, что командование не уделяет "Вагнеру" должного внимания. Не выделяет достаточно боеприпасов. Насколько справедливы эти претензии, сказать сегодня очень сложно. Многие считают, что часть этих претензий была справедливой, другая часть очень преувеличена.
Но вот что сказать просто и что нужно сказать – не может быть никаких оправданий атаке на командование собственной армии. Нет и не может быть оправданий антигосударственной деятельности и заявлениям. Какие бы справедливые претензии к отдельным чиновникам и ведомствам ни предъявлялись.
А в военное время – сугубо и трегубо. Потому что начнёшь чиновникам мстить – не заметишь, как погубишь государство.
Гражданская война не может привести ни к чему хорошему. Попытка военного переворота даже из самых лучших побуждений не может быть благотворной. Порядок всегда лучше хаоса.
Остаётся надеяться, что всё ограничится возбуждением и расследованием уголовного дела о призыве к вооружённому мятежу. И в ходе расследования выяснится, что и сами утверждения Пригожина были эмоциональным преувеличением реальных проблем. Или что большой части этих заявлений на самом деле не было.
Следует надеяться, что до реальных боевых столкновений в тылу русской армии дело не дошло и не дойдёт.
Ничего страшнее гражданской войны для России придумать невозможно. Оправдания для разжигания гражданской войны – не может быть. Из этого и только из этого нужно исходить, оценивая ситуацию.