Иногда они возвращаются: Главная часть СВО под угрозой
В ходе марафона Российского общества "Знание" было заявлено, что в сетку телевещания после перерыва вернутся развлекательные программы. Всё бы ничего: делу — время, потехе — час. Да только развлечения понимаются весьма специфически. Стоит ли ожидать качественных изменений от "рулевых" нашего телевидения?
Отдыхая с женой в конце 1990-х в Каталонии, заселившись в отель, включили телевизор и были немало удивлены: по испанскому каналу шло натуральное "Поле чудес" — с такой же "рулеткой", буквами, музыкальными отбивками, но самое поразительное — с абсолютно таким же ведущим: приземистым, с усиками, с теми же повадками, что у Якубовича.
Сходство было до того разительным, что сперва подумалось: наверное, испанцы показывают наше телешоу с переводом. Но нет — маленькие отличия доказывали, что это таки испанский Якубович и испанское "Поле чудес". А объясняется "чудо" просто: глобальная франшиза.
Матрица для мозгов и глаз
Сей факт, при всей его видимой ерундовости, на самом деле многозначен: телезрителям во всём мире уже давно навязали определённые форматы восприятия, так сказать, "формы сознания", в которых они должны пребывать — от подачи новостей до развлекательных шоу. Этакая ментальная матрица — ловко скроенная и завязанная на лукавый механизм "рейтингов". Нашу страну все предыдущие тридцать лет настойчиво встраивали в эту западную матрицу.
И встроили. Воспитав уже несколько поколений медиа-менеджеров, телеведущих, шоуменов, воспроизводящих "мировые стандарты" — от манеры речи и ужимок на экране до правил монтажа. С известным отставанием от западных "гуру", но иногда на кураже и с забеганием вперёд: "а мы и покруче могём!".
С торжеством масскульта над просто "культурой", кажется, навсегда канули в прошлое спокойный просмотр с экрана познавательных передач, документалистики, не прерываемых рекламой бесед умных ведущих с умными собеседниками. Отдельные исключения, прорывающиеся на разных каналах, лишь подтверждают правила мейнстрима: пустейшие и пошлейшие музыкальные и ток-шоу, телесериалы с бандитами, "юмористика". Все это освещается и оправдывается "его величеством рейтингом". Немногие интеллектуальные передачи, сделанные с умом и вкусом, как и длинные статьи в СМИ, именуемые полупрезрительно "лонгридами", создают мастодонты пера и камеры для узкой, редевшей до сих пор аудитории таких же мастодонтов прошлого.
Эти шоу-законы со временем добрались и до кино, дотянулись до театра, где наибольшим спросом в последние годы пользовались аттракционы вместо искусства — скандальные или просто технические.
Такое телевидение нам не нужно
Уместно спросить: "а почему "до сих пор"? Разве что-то изменилось? Ну, на том же ТВ и в зрительских предпочтениях?
Ответить на это можно трёхсложно: да — с 24 февраля центральные каналы претерпели заметные на глаз видоизменения; нет — внутренняя ментальная основа всего телевидения осталась прежней; да — внутри аудитории, причём молодой аудитории, подспудно созрел запрос на совсем другое телевидение.
И пусть говорят, что молодёжь давно отказалась от "телека" совсем. Она отказалась от такого телека — с бесконечным перемыванием грязного белья, шоуменами, юмористами и поп-звёздами, не сходящими с экранов, бандитскими разборками, новостями под копирку на разных каналах. Те же, кто в годах, врубают "ящик" просто по привычке, переключая каналы, плюясь и матерясь от того, что "смотреть нечего". И здесь не спасают новые политические экспертные ток-шоу, затыкание эфирных "дыр" трудящимся без устали доктором Мясниковым и советскими фильмами. Общая картина остается удручающей — не сильно изменившаяся с начала "нулевых", когда ныне покойный Сергей Капица назвал российское телевидение "преступной организацией, плодящей дебилов".
Королевство кривых зеркал
А на дворе тем временем идёт спецоперация. Да, пока для большинства сограждан нашей огромной страны — на "заднем дворе"(хотя для крымчан, курян, белгородцев, брянцев — на самом что ни на есть "переднем") и не сильно меняет привычного расписания жизни. За исключением тех, у кого дети, родственники, друзья сидят сейчас в окопах под Херсоном и Авдеевкой.
В сети недавно вызвал много обсуждений (в том числе — осуждений) эмоциональный пост в ВК военкора Дмитрия Стешина, в котором он, проработав несколько месяцев на передовой, вернулся в конце августа в Москву и с горьким сарказмом описал увиденные кавалькады машин, в которых "жирненькие отдыхающие ехали с великами, со шляпными коробками и собачонками, со сдобненькими мадамами" назад в столицу. Контраст для военкора был велик, но ему многие заметили: "Что же нам, не отдыхать теперь, раз СВО идёт?".
Людей этих, как и Стешина, понять можно: к ним никто не обратился "братья и сестры, Родина в опасности", их не призывали в военкоматы — власть до сих пор делала всё, чтобы жизнь большинства соотечественников изменилась по-минимуму. Ну да, президент призвал поддержать военнослужащих, сражающихся с украинскими националистами, на столбах появились билборды с именами героев, закрывают концерты, эфир и госмероприятия тем деятелям, кто уж слишком откровенно отличился на ниве "пацифизма" и украинофилии (да и то не всем); ввели статью УК 207.3 за фейки о нашей армии.
А в остальном-то — жизнь течёт, как текла. Вернувшаяся с тихой помпой Алла Борисовна иронизирует над Никитой Сергеевичем, нам предлагают различные праздничные шоу и народные гуляния на любой вкус, на красной дорожке ММКФ сверкают брюликами звёзды, избегая говорить о далёких и неприятных сражениях; мажоры устраивают автопробеги на эксклюзивных иномарках, "золотая молодёжь" ежевечерне оттягивается под кислотную музыку в клубах.
И вот уже в эфире в рамках фильма "Андрей Кончаловский. Разрушитель иллюзий" на Первом канале впервые с февраля с важным видом даёт интервью Иван Ургант. В иных столичных модных заведениях, как в баре "Сионист", не стесняясь, собирают деньги для украинских боевиков. А если и не собирают — то просто ничего не хотят уже слышать про СВО, возможную ядерную катастрофу в Запорожье — устали, хотят расслабона и забытья.
Разумеется, не все: большинство тяжко трудится для физического выживания, сопереживает русским воинам, собирает из скудных средств помощь для бойцов; отдельные соотечественники едут волонтёрами, записываются добровольцами. Хотя тоже устали после полугода СВО. Государство же при этом не то чтобы не хочет единения сограждан в патриотическом порыве. Но, видимо, ничего не может для этого предпринять, ибо само в себе разделилось. А тем временем наработанная предыдущими десятилетиями чуждая матрица, слегка запнувшись о февраль 2022-го, продолжает успешно самовоспроизводиться.
смех и шутки
Напомним, 25 февраля из эфира ушли развлекательные шоу "Вечерний Ургант", "Модный приговор", "Поле чудес", "Давай поженимся" и некоторые другие. А теперь, значит, вынужденная "приличная пауза" закончилась и время вернуться к "нормальной жизни"?
"Ну и что, — спросят иные? — Что же здесь плохого? Нам теперь только все время слушать и смотреть про боевые действия, а отдохнуть, развлечься и посмеяться и нельзя уже?"
Да, нет, можно, конечно, если хочется и можется. Человек не способен всё время находиться в напряжении — психика сгорит. И в обстреливаемом Донецке люди иногда смеются, шутят и смотрят что-то развлекательное. Только вот развлечение развлечению рознь. Пошлость под видом развлекательных шоу, юмористики, эстрадных представлений, которыми, увы отличался "Первый" (и не только он) убивает душу народа не хуже, чем откровенная вражеская пропаганда. И то, что часть населения после многолетнего навязывания "подсела" на эти низкопробные зрелища, не делает их более оправданными сегодня, когда решается судьба Отечества.
Даст ист фантастиш
Конечно, стоит посмотреть, что именно вернут в эфир, и какое время это займёт. Вроде бы пошлейшую программу "Давай поженимся!" окончательно прикрыли. И это хорошо. Но обывательские склоки Вороньей слободки под названием "Пусть говорят" и натуралистический эпатаж "Жить здорово" с Еленой Малышевой уже вернулись в эфир. Хочется надеяться, что "Мужское и женское" продолжит рассказывать в своём новом формате о страдающих жителях Донбасса, а не о половых нюансах.
Мы не знаем пока, о чём будет новый проект "Первого" под названием "Фантастика".
Но ни нового "Очевидного-Невероятного", "Клуба кинопутешественников", "Под знаком Пи", "Это вы можете" и "Технодрома имени Кулибина", мы явно не увидим. Как и регулярной актуальной документалистики, концертов популярных в сети музыкантов, поэтов и бардов, фильмов молодых кинематографистов. Это для "Первого" было и остаётся "неформатом". Что же нам остаётся, кроме новостей и бесконечно толкущих в ступе одно и тоже политэкспертов? Только бескрайнее "Поле чудес". В стране — сами знаете кого.
И то — по франшизе.
Что с того?
По поводу нашего телевидения (так же, впрочем, как и по поводу кино и театра) у многих давно напрашивается вопрос: неужели в стране нет талантливых сценаристов, режиссеров, медиа-менеджеров, наконец, способных переломить уже набившую оскомину "картинку", шагнуть к новому глубокому национальному искусству, не копируя западных и советских "задов"? А сегодня ещё и соответствовать предельной серьёзности происходящего со страной?
Один ВГИК выпускает сотни "творцов" в год. И где они все? А они, за редкостными исключениями, "растворяются" в системе пресловутого "формата", корпоративной иерархии со скрытыми от посторонних глаз, но очень жёсткими приводными ремнями и шестерёнками успеха. И рулят этими механизмами уже многие годы одни и те же люди, пристраивая за собой своих детишек. Если они не "зарываются" с публичным недовольством властью — это власть вполне устраивает. Или — устраивало до сих пор. Но сегодня время этого междусобойчика вышло. Народу нужно умное русское телевидение, умные и добрые кино, театр, книги и песни. Государству стоит прекратить стоять в стороне от этого запроса.