Набиуллина требует предоставить ей карт-бланш. Экономическое дно ещё не достигнуто
Эльвира Набиуллина попросила Кремль дать ей чрезвычайные полномочия, утверждают телеграм-инсайдеры. Якобы сейчас глава ЦБ вынуждена согласовывать свои действия с правительством и Администрацией президента, что значительно снижает эффективность принимаемых регулятором решений. Впрочем, опыт предыдущих лет показывает, что говорить хоть о какой-то эффективности реализуемых Центробанком инициатив не приходится. Из его действий, а также из слов представителей регулятора следует, что ведомство Набиуллиной совершенно оторвано от реальности и совершенно не понимает, что происходит сейчас "на земле".
Неадекватность действий Банка России хорошо видна по тем событиям, которые происходят на протяжении последних 12 месяцев. Ещё в начале 2023 года вроде бы дела в экономике развивались успешно и не подавали признаков даже локального кризиса. На удивление, ведомство Набиуллиной в не свойственной ему манере не спешило душить экономику, которая благодаря санкциям наконец-то получила ощутимый драйвер роста. Рестрикционная политика Запада сделала для нашего развития кратно больше, чем чиновники из финансово-экономического блока.
Валютный кризис
Однако в начале лета 2023 года на внутреннем рынке стал образовываться локальный дефицит валюты, связанный с тем, что финансовые власти до сих пор разрешали (и разрешают) корпоративному сектору выплачивать внешний долг Западу, номинированный в долларах и евро.
Разумеется, объёмы поступления валют недружественных стран у нас значительно сократились, а мораторий на выплату внешнего долга никто не вводил. Соответственно, в моменте образовалась нехватка евродолларов, что привело к резкому ослаблению рубля.
Дефицит валюты в России в какой-то момент стал тотальным. Скриншот ТГ-канала The Moscow Times
Казалось, ситуация предельно простая. Нужно было только насытить рынок иностранной валютой через эффективно зарекомендовавшее себя правило по обязательной продаже и репатриации валютной выручки.
Но вместо того чтобы оперативно ввести данную меру, Центробанк стал разглагольствовать о неэффективности подобного механизма, а с июля в качестве ответа на девальвацию начал повышать ключевую ставку. Казалось бы, при чём здесь валютный рынок.
Увы, но Набиуллина продолжала и продолжает жить в старых реалиях, руководствуясь архаичными либеральными методичками. Поскольку в них написано, что валютный рынок так называемых "развивающихся" стран — это пристанище спекулянтов, то повышение ключевой ставки как раз стабилизирует ситуацию на нём.
Так у нас действительно было, но только до 2022 года, когда российской валютой играли западные барыги, которым потворствовали финансовые власти. К счастью, с 2022 года их присутствие прекратилось. Рынок, как и должно быть, стал зависеть исключительно от входящих и исходящих валютных потоков. А значит, меры его регулирования тоже должны были измениться.
Вместо того чтобы возвращать правило по обязательной продаже и репатриации экспортной выручки, ЦБ стал хаотично раз за разом повышать ключевую ставку. Но рубль это не спасало — его продолжало качать из стороны в сторону.
Центробанк, вместо того, чтобы изменить меры регулирования рынка, стал раз за разом повышать ключевую ставку. Скриншот ТГ-канала "Константин Двинский"
В результате в октябре в ситуацию пришлось вмешаться лично Владимиру Путину, который своим указом ввёл необходимое правило. И, на "удивление" либералов, курс национальной валюты сразу же стабилизировался. Но последствия многомесячной девальвации уже не могли не проявиться в результате нарастающей инфляции. Время было упущено.
Разгон инфляции
Набиуллина не остановилась и продолжила повышать ключевую ставку, которая в декабре дошла до запредельного уровня в 16%. Помогло ли это справиться с ростом цен? Конечно, нет. Эффект, наоборот, оказался обратным.
Жёсткая денежно-кредитная политика стала только разгонять инфляцию, поскольку в текущих реалиях она носит отнюдь не монетарный характер. У нас в чистом виде инфляция издержек при существенном разрыве между спросом и предложением. Единственный вариант решения данного вопроса — значительное увеличение выпуска товаров и услуг для насыщения рынка. Однако сделать это при текущей ДКП не представляется возможным. Темпы роста предложения всегда будут недостаточными.
Источник: Банк России
Гасить спрос, как это делает ЦБ, бессмысленно. Учитывая проведение специальной военной операции и необходимость обеспечения тотального суверенитета, расходы бюджета не могут не оставаться на высоком уровне. Правительство выполняет вполне понятные и необходимые задачи по кратному наращиванию потенциала российской экономики. Нам необходимо воссоздавать заново целые отрасли. Это даже не столько вопрос сугубо экономического характера, сколько вопрос обеспечения национальной безопасности страны.
Единственным доступным для правительства инструментом является субсидирование для приоритетных отраслей ставки банковских кредитов. Однако одно дело, когда банковский кредит выдаётся под 9-10%, другое — под 18-20%, как это происходит сейчас. Во втором случае необходимо в три раза больше финансовых ресурсов, чем в первом. Следовательно, нужно либо сокращать программы экономического развития, либо урезать количество получателей льготных кредитов. Подобное существенным образом тормозит достижение поставленных целей.
Что с того?
Отсюда следует, что целеполагание правительства и Центробанка существенным образом различается. В достижение консенсуса теоретически можно было бы поверить, но только в том случае, если бы ключевая ставка не находилась на запредельном уровне. 16% с перспективой роста до 18% — в чистом виде самовольное решение ЦБ, которое не несёт никакого конструктива.
Любому адекватному специалисту понятно, что жёсткая ДКП в текущих реалиях нисколько не способствует "достижению цели по инфляции". Лишь только вредит и мешает кабмину работать. Поэтому "инсайдерская" информация о требовании Набиуллиной "особых полномочий" вряд ли является верной. У главы ЦБ эти самые "особые полномочия" присутствуют уже давно, и они закреплены в Конституции.
Максим Орешкин и Эльвира Набиуллина: согласованных действий нет? Фото: Kremlin Pool/Global Look Press
Когда представители регулятора говорят одно, а правительство и представители АП (в частности, Максим Орешкин) – совершенно другое, то понимаешь, что никаких согласованных действий нет. Лебедь, рак и щука.